Вера Матвеева
В российский прокат выходит альманах "Гавана, я люблю тебя" (7 dias en La Habana) - плод коллективного труда семи артхаусных режиссеров некоторые российские зрители уже могли видеть в рамках 34-го ММКФ и фестиваля Summer Times.
Семеро смелых
Собрались как-то два аргентинца, испанец, израильтянин, француз и пуэрториканец - и решили снять кино про Кубу… ну, ладно, одного кубинца тоже привлекли к процессу, за компанию. Получился альманах 7 dias en La Habana, то есть "7 дней в Гаване", который в русском прокате решили перевести как "Гавана, я люблю тебя" – в продолжение франшизы "Париж, я люблю тебя", "Нью-Йорк, я люблю тебя", "Шанхай, я люблю тебя" и "Москва, я люблю тебя". А точнее, ее коммерческого успеха.
Каждый из семи режиссеров взял на себя миссию – показать в рамках одного дня "страсти из самого центра Кубы", центра не столько географического, сколько событийного. В результате получилась пестренькая кинонеделя, где понедельник ознаменован эпизодом Бенисио Дель Торо "Американец" - историей молодого гражданина США, приехавшего в Гавану учиться актерскому мастерству. Едва ли не впервые почувствовавший свободу взрослой жизни юноша намерен за сутки пережить все 33 удовольствия.
Второй эпизод - "Выступление" от Пабло Траперо - рассказывает о поездке на Кубу не кого-нибудь, а самого Эмира Кустурицы. Третий день испанский режиссер Хулио Медем посвятил "Искушениям Сесилии", молодой темнокожей певицы на пороге судьбоносного выбора. Четверг, Элиа Сулейман и "Дневники новичка" с авангардных позиций освещают политическую обстановку на Кубе, пятничный "Ритуал" глазами аргентинца Гаспара Ноэ открывает альтернативный метод "излечения" гомосексуализма, а 6-ой, субботний, кинорассказ Лорана Канте "Сладкая горечь" не только показывает бытовые зарисовки из жизни среднестатистической местной семьи, но и увязывает воедино несколько предыдущих новелл.
Завершается альманах, а вместе с ним и неделя в Гаване, воскресеньем, эпизодом "Фонтан" и, как это заведено местным обычаем, хоровыми песнопениями (недаром и режиссер - Хуан Карлос Табио, единственный уроженец Кубы из занятых в проекте).
Так с музыкой...
При общей численности населения Острова Свободы в 11 миллионов, в его столице живут, поют, танцуют, работают в госучреждениях и на рынках, ссорятся, "делают амор" и исповедуют сантерийскую версию католицизма чуть больше 6 миллионов. Добавим сюда многочисленных туристов (а именно на них сделана ставка сразу в нескольких новеллах), рассредоточенных по Старой и Центральной Гаване, районам Ведадо и Мирамар - и получится фирменный кубинский коктейль из языков, ритмов и мировоззрений.
Кстати о ритмах: здесь и румба, и сальса, и вездесущий на Кубе реггетон, и немного фольклора с афро. Впрочем, в тему афрокубинской культуры острова и ее религиозных культов авторы, очевидно, решили особо не вдаваться: колорита достаточно, страшных сценок а-ля вуду хватает - словом, "дикие люди", что с них взять. Зато тема продажной любви авторами альманаха раскрыта полностью - много рома, много сигар, много темнокожих хинетер (то есть валютных жриц любви) и немного денег – однако именно это "немного" и отделяет туристов от кубинцев сильнее, чем география.
Кажется, именно такой предстает Гавана приезжему - современной версией пира во время чумы: люди торгуют телом с пылу с жару, спиваются или гибнут на волнах в попытках выбраться с Острова Свободы, пока газеты радуются очередным рекордам в сельском хозяйстве, а Фидель вещает о всемирном уважении к победам революции. Но это лишь крошечный кусочек правды, не самый приятный, зато самый кинематографичный.