День железнодорожника отмечается в России в первое воскресенье августа. В 2012 году он приходится на 5 августа.
День железнодорожника - самый старый профессиональный праздник в России. Он был учрежден еще в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России.
Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года гласил: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России".
День железнодорожника праздновался ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.
После 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет.
Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. Связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Работники железных дорог обратились к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи.
Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.
В 2012 году сотрудники ОАО "РЖД", дочерних и зависимых обществ, структурных подразделений и филиалов компании отметят День железнодорожника 5 августа.
Всего на железной дороге в России работает более одного миллиона человек.
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.
По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
По итогам 2011 года объем пассажирооборота ОАО "РЖД" составил 139,8 миллиарда пассажиро‑километров, количество отправленных пассажиров достигло 992,4 миллиона человек.
Объем перевезенных по железной дороге грузов составил 1,241 миллиарда тонн, грузооборот - 2,705 триллиона тонн‑километров.
По итогам 2011 года чистая прибыль ОАО "РЖД" составила 16,8 миллиарда рублей.
День железнодорожника традиционно отмечается чествованием ветеранов‑железнодорожников, награждением лучших сотрудников, концертами и развлекательными программами.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников