Рейтинг@Mail.ru
"Принцесса Укока": роль мумий в российской и мировой политике - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Принцесса Укока": роль мумий в российской и мировой политике

© РИА Новости / Алексей Ефимов | Перейти в медиабанкМумия "алтайской принцессы" в лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН
Мумия алтайской принцессы в лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН
Читать ria.ru в
Дзен
Торжественный перенос мумии алтайской "принцессы" из новосибирского Академгородка в столицу Республики Алтай Горно-Алтайск, запланированный на конец августа, может запустить цепную реакцию претензий на многие экспонаты столичных музеев со стороны региональных властей.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Торжественный перенос мумии алтайской "принцессы" из новосибирского Академгородка в столицу Республики Алтай Горно-Алтайск, запланированный на конец августа, может запустить цепную реакцию претензий на многие экспонаты столичных музеев со стороны региональных властей.

На этой неделе правительство Республики Алтай (РА) и руководство Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук окончательно решили судьба мумии "принцессы Укока", которая в конце этого месяца переедет из музея сибирского отделения РАН в специально реконструированный под нее республиканский национальный музей имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске.

Об этом во вторник рассказали на пресс-конференции в новосибирском Академгородке министр культуры РА Владимир Кончев и заместитель директора новосибирского института академик Вячеслав Молодин (полную запись пресс-конференции можно прослушать здесь).

Однако за рамками официальных мероприятий по-прежнему остается удивительная история горно-алтайской "принцессы" после извлечения ее из гроба в 1993 году, которая, по словам академика Молодина, уже "имеет свою мифологию", и те кадровые перестановки в региональном горно-алтайском и федеральном правительствах, которые она уже спровоцировала, и может вызвать в будущем.

Археологи в зеленых фуражках

В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло две с половиной тысячи лет.

В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия "принцессы". По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.

Растаял он только в 1993 году, когда студенты-археологи и пограничники с соседней заставы, из любопытства помогавшие ученым в свободное от службы время, помогли раскидать тяжелые камни и вскрыть погребальные срубы.

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб "колодой", а могилу "срубом". Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

Мумия среднего класса

Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на "голубую кровь" тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. "Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу", – для ясности сказал академик.

Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.

В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию "Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений", где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.

Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина "Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!", – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.

По ленинскому пути

Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.

Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали "принцессу" одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.

Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.

Премиальные от мумии

В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за "Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая".

"Государственная премия в новом формате", – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.

Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.

В 2004 году впервые были присуждены всего три Государственные премии в области науки и техники по 5 млн рублей (около $180 тыс по курсу) каждая, что было уже сравнимо с деньгами нобелевского лауреата.

Так своеобразно "принцесса Укока" отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.

Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя "Алтайской студии мальчиков" детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.

Кадровая политика принцессы

В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.

Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.

Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.

Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул "принцессы". Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.

В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть "принцессу" на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.

Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть "принцессу Укока" на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.

Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.

Не прошло и полгода после этого, как Владимир Путин освободил Леонида Драчевского от должности полпреда. Четыре года он побыл зампредом РАО "ЕЭС России" и окончательно выпал из большой российской политики. На сегодня его должность называется – исполнительный директор Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова.

Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Мавзолей "Газпрома"

"Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.

Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал "Газпром". Сейчас все готово к приему "принцессы".

"Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано "ориентировочно на 15 сентября", – сообщил министр.

В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им "не жалко". Но в тоне явно сквозит раздражение. "Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с "принцессой". Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь", – рассказали в Академгородке.

Хорошо сохранившийся "хипстер Укока"

Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о "хипстере Укока", и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.

Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции "принцесса Укока" в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже".
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: "Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи".

Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

"Я против слова "вернуть". Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят "передать" те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.

"Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.

"Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?" – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: "Это даже не обсуждается".

Последнее предупреждение принцессы

Свое мнение о происходящем высказала и "принцесса Укока". Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.

"Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году".

Министр предупреждению не внял. "Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас "боднула" машина. Пришлось вызвать ГАИ", – признался он.

При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии "принцессы Укока" курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.

Так что приключения алтайской мумии вовсе не закончились, как многие, возможно, подумали. Тем более, что буквально в среду 1 августа немецкие археологи из Боннского университета извлекли в Мексике на свет божий мумию принца индейцев майя. Раскопки проводились на территории древнего города Уксуль на Юкатанском полуострове.

Не хочется даже думать, что может случиться с боннскими политиками, если их ученые решат увезти "принца Уксуля" в Германию, чтобы там его поизучать. В преддверии новой волны кризиса для Евросоюза и роли Германии как последнего оплота евро это может кончиться плохо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала