Гай Визи, новый директор российского офиса аукционного дома Christie's, который приехал в Москву прямиком из Дубая, где работал на другой крупнейший аукцион, рассказал в интервью РИА Новости, о планах на будущее в России, пояснил, почему рынок частных продаж демонстрирует рекордный рост и в чем особенность молодого ближневосточного арт-рынка, а также приоткрыл завесу своей собственной коллекции. Беседовала Мария Ганиянц.
- Ваше назначение как-то изменит политику Christie's в России, каких ждать перемен?
По-прежнему приоритетом будет работа с частными клиентами, мы продолжим помогать им покупать искусство по всему миру. Я планирую плотно работать с регионами, чтобы расширить нашу клиентскую базу и привлечь новых покупателей. Например, с такими промышленными центрами как Пермь или Екатеринбург, где есть потенциальные покупатели. А также займусь странами СНГ и бывшими советскими республиками, у меня уже есть сложившиеся неплохие связи с Казахстаном.
Естественно буду плотно заниматься нашим новым проектом в России Christie's Education, который стартует в октябре совместно с МГУ им. Ломоносова. Образовательная программа на английском и русском языках охватит различные аспекты арт-рынка и истории искусств. Я буду читать лекции об арт-бизнесе и международном арт-рынке, помимо этого в рамках курса слушателям будут преподавать английский для искусствоведов, который поможет им в рамках второго модуля, который пройдет в Лондоне в феврале-марте 2013 года. Главная задача – познакомить студентов с миром искусства, арт-бизнеса, помочь им понять, как устроен рынок.
Кроме того у нас есть уже действующий московский проект: серия лекций и дискуссий об искусстве для коллекционеров. Но мы также будем продолжать делать просветительские проекты о русском искусств. Например, в сентябре в Лондоне откроется первая международная выставка Александра Волкова, на которой мы покажем около 50 ранних работ знаменитого русского художника.
- Согласно отчету Christie's, в первой половине 2012 года суммарная выручка аукциона составила 3,5 миллиарда долларов, из них 661,5 миллионов – выручка от частных продаж, которые за последние полгода выросли на 50% по сравнению с тем же периодом 2011 года. С чем связан такой взлет частных продаж?
- Действительно, рост частных продаж, который мы наблюдаем, это устойчивое явление последних лет.
Причин тому несколько. Например, способствует росту этого сегмента тот факт, что аукционы предлагают клиентам разнообразные возможности, учитывая их вкусы и особенности.
Почему человек предпочитает частную сделку? По разным причинам: не хочет ждать до аукциона и предпочитает быстрее получить деньги, или не хочет, чтобы друзья и знакомые были в курсе того, что он продает Энди Уорхола, который висел в кабинете годами.
Связан рост и с тем, что в арт-рынок во время кризиса активно вступили новые регионы - китайский, южно-американский, ближневосточный. В итоге клиентская база ведущих аукционов достигла гигантских размеров, получилась своеобразная сеть, которая через аукционы связывает коллекционеров всего мира.
Например, есть клиент в Мумбаи, который хочет продать скульптуру Марка Куина. Но не хочет давать ее на локальный аукцион, так как цена может быть ниже. Поэтому мы находим ему потенциальных покупателей в Европе, где, можно с уверенностью говорить, что будет предложена высокая цена.
- Какие еще последние тенденции на мировом арт-рынке вы можете назвать?
- На арт-рынке все большее значение будут играть современные технологии. Например, встречаясь с клиентом, я могу ему показать все каталоги на ipad, тогда как раньше мне пришлось бы его для этого приглашать его в офис или брать с собой несколько каталогов. Именно современные технологии и развитие интернета сделало клиентов более доступными для нас, и аукционы более доступными для клиентов. В ближайшее время мы рассчитываем на рост он-лайн продаж, так как у покупателей не всегда есть время, чтобы съездить в Нью-Йорк или Лондон. Но это не значит, что исчезнут те, кто бьются за лоты непосредственно в залах, люди не смогут отказаться от такого удовольствия. Кроме того, я ожидаю очень серьезный прирост покупателей из таких регионов как Южная Америка, Россия и Китай, естественно. Но, конечно, успех арт-рынка зависит от выстраивания личных отношений с покупателями.
- Что собирают в России?
- Россияне традиционно предпочитают русское искусство 19-20 века, но, сейчас растет спрос на западное современное искусство. Пока россияне, правда, предпочитают раскрученные имена, вроде Уорхола.
Если говорить о современных российских художниках, то на них спрос, наоборот упал. Современное искусство, действительно, сильно просело в кризис, хотя оно сейчас очень сильно набрало обороты. Но, я не сомневаюсь, что рынок русского современного искусства в скором времени начнет снова расти. Российский рынок во многом похож на то, что происходит на Ближнем Востоке, а там была именно такая ситуация.
- Вы представляли до недавнего времени интересы Bohnams в Дубае. Расскажите о ближневосточном арт-рынке.
- Государству ОАЭ только 40 лет, а арт-рынку - и того меньше. Но это не значит, что он маленький – он включает страны Ближнего Востока. Но у этого рынка, как молодого, есть свои особенности.
Один из важнейших трендов ОАЭ – фотография, не репортажная, а именно арт-фотография. Для молодых людей, которые растут в условиях современного искусства, гигантскую роль играет визуальное искусство, а фотография идеально отвечает этим критериям. Кроме того в Дубае есть галерея EmptyQuarter, которая очень много делает для продвижения фотографии и организует потрясающие кураторские выставки высокого музейного уровня. В этой галерее задали высокую планку и показывают всем, какой должна быть настоящая художественная фотография. После этих выставок никто уже не сомневается в могуществе фотографии. И, наконец, в Эмиратах не так много художественных образовательных институций, а войти в мир фотографии гораздо легче.
Ну и, конечно, там популярна традиционная живопись, есть много графики, ее любят, сейчас набирают силу смешенные техники – например, фото и живопись. Популярна и скульптура, точнее инсталляции. В музее современного искусства Матхаф (Mathaf) в Дохе, который организовала шейхиня Катара, была выставка инсталляций Told/Untold/Retold. Это была лучшая выставка, которую я посетил за последние 10 лет.
- А что собирают на Ближнем Востоке?
- Среди частных коллекций в арабском мире – встречаются совершенно потрясающие, у них очень серьезная традиция собирательства, и многие коллекции строятся вокруг интерьеров особняков, и начинаются с того, что человек окружает себя прекрасными вещами. И это могут быть африканские маски и импрессионисты, восточное оружие. Сейчас коллекционеры становятся еще и кураторами, которые оформляют свои дома.
- Что вы сами собираете?
- Я собираю работы современных британских художников, очень молодых, в основном недавних выпускников арт-институтов. Я также коллекционирую винтажную фотографию, международные имена, и я часто покупаю их работы именно на аукционах. Я также проявляю интерес к советским плакатам, но пока я только начинающий коллекционер в этой области. И, наконец, у меня есть несколько работ современных ближневосточных художников.