Рейтинг@Mail.ru
Из писем к Людмиле Улицкой. Рассказ Вячеслава Ищенко "Игра в выборы" - РИА Новости, 16.12.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из писем к Людмиле Улицкой. Рассказ Вячеслава Ищенко "Игра в выборы"

© Фото : из семейного архива семьи ИщенкоЖители Гурьева и Доссора 40-50-х гг. Фотография из семейного архива семьи Ищенко
Жители Гурьева и Доссора 40-50-х гг. Фотография из семейного архива семьи Ищенко
Читать ria.ru в
Дзен
22 июня по инициативе писательницы Людмилы Улицкой в интернете стартовал конкурс рассказов о послевоенном детстве, который завершится выходом к 9 мая 2013 года сборника лучших историй. Прочитать самые интересные из них можно будет на сайте издательства АСТ и агентства РИА Новости.

22 июня по инициативе писательницы Людмилы Улицкой в интернете стартовал конкурс рассказов о послевоенном детстве, который завершится выходом к 9 мая 2013 года сборника лучших историй. Прочитать самые интересные из них можно будет на сайте издательства АСТ и агентства РИА Новости.

 

Вячеслав Ищенко

О Шурке, который учил надувать живот и проводить первые послевоенные выборы

Он был  старше меня года на четыре, но участвовал в наших затеях и проделках со свойственной ему страстью и, как бы это сказать,  компетентностью, что ли.

Кажется, в 1946 году, когда в стране проходили первые выборы в Верховный Совет, кому-то из нас пришло в голову оборудовать свои, домашние, игрушечные избирательные участки. Таких участков было три: у меня, у моего брата Лёньки и у Шурки. Самый красивый участок был, конечно, у Шурки. Он здорово рисовал и все лозунги, призывы оформил можно сказать на профессиональном уровне.

Наши детские избирательные участки представляли собой углы или отгородки  в комнате. У нас с братом Лёнькой такие углы мы получили в своё распоряжение  на кухне, благо она была довольно просторной. Избирательные участки располагались по обе стороны обеденного стола, торцом примыкающего к стене.  У брата  ближе к кровати, у меня — у окна. Атрибутику выборов мы подсмотрели, конечно, на настоящих избирательных участках. Она-то нас и привлекала. Мать с отцом дали нам по лоскуту красной материи, на которой мы зубным порошком вывели "Все на выборы!"

В центре всей композиции в каждом из трёх наших игрушечных участков находился портрет Сталина. В то время это был обязательный и главный элемент оформления каждого избирательного участка. У меня портрет был цветной, Иосиф Виссарионович был изображён на нём  в мундире Генералиссимуса. Полагалось обрамить портрет зажжёнными электролампочками по периметру, но такой роскоши мы, конечно, позволить себе не могли. Поэтому я перед портретом вождя я приладил маленькую "сплюшку" — флакон с керосином и горящим фитилём, которым часто пользовались, потому что подачу электричества прерывали почти ежедневно. Портрет с горящим фитильком живо напоминал икону с лампадкой, но меня данное сходство не смущало. Кто-то сделал мне критическое замечание:

— Ты будто свечку Сталину поставил. Нехорошо как-то получается…

Но меня и это не волновало. Ведь тут же, на стене, были приделаны маленькие флажки, горизонтальные лозунги, вырезки из газет и журналов. Мне нравилось, как звучал многократно повторявшийся по радио девиз: "Да здравствует нерушимый блок коммунистов и беспартийных!"

Это звучало почти как молитва.

Отец возглавлял один из настоящих, неигрушечных избирательных участков. Раз или два он брал нас с братом на предвыборные собрания, после которых устраивались концерты. На одном из таких концертов я впервые увидел и услышал выступление скрипача. Моё внимание особенно привлёк смычок. Он казался волшебным. Я называл его "золотой палкой".

Кандидатов было двое, по числу палат Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей. В Совет Союза баллотировалась рабочая нефтяного промысла Балганым Доспаева. В Совет Национальностей кандидатом был какой-то дядя из столицы Казахстана Алма-Аты. Фамилию его я забыл. А тогда знал очень даже хорошо.

Обе фамилии кандидатов звучали по радио, о них писала областная газета "Прикаспийская коммуна". Даже в радиопередачах на казахском языке эти имена мы улавливали из передаваемых текстов.

Как настоящие агитаторы мы обходили соседей по двору накануне выборов и приглашали принять участие в голосовании на наших "избирательных участках". В день выборов взрослые действительно пришли в каждый из трёх наших участков и в шутку заполнили приготовленные нами "бюллетени" — маленькие листочки. 

Один из знакомых отца, весёлый балагур Чегодаевский из Астрахани в шутку зашёл за занавеску, которая отделяла на кухне закуток с висящим на стене бачком для нефти. Как будто это была кабина для голосования. Зашёл и кричит оттуда:

— А бюллетень опускать в этот нефтяной бачок?

Взрослые очень смеялись. Урночки для голосования у нас были маленькие, они тоже входили в набор предвыборной атрибутики. Свою персональную игрушечную урну я сделал, приспособив для этой цели пустую коробочку из под пудры. Мне её дала мать. Ножом я прорезал в ней отверстие для опускания бюллетеней.

Шурка был единственным сыном Фрадкиных. Но из-за своего беспокойного характера он всё время раздражал свою мать, Софью Семёновну. Шуркин отец, Соломон Соломонович, в отличие от шумной и говорливой жены был тишайший человек. Работал он завхозом в облрыболовпотребсоюзе, дома его вообще часто не было.

Софья Семёновна ругала Шурку страшными словами. Она причитала, подвывая, стенала жутко. В адрес Шурки неслись такие проклятия, которых я никогда не слышал ни до, ни после. Например:

— Да пусть у всех будет праздник, а у меня будет гроб стоять! И чтоб ты лежал в этом гробу!

Я до сих пор не знаю, какие нужно было совершить проступки, чтобы заслужить такие слова родной матери. Шура удивительно спокойно переносил страшные ругательства матери. Как правило, в ответ на её крики он просто молчал.

Однажды он показывал всему двору, как умеет надувать живот. Это и впрямь было удивительно. В другой раз он поспорил с нами, что выйдет на улицу совершенно голый и пробежит квартал. И сделал это! Он просто настоял на этом своём "эксперименте". Зачем? Не знаю. Но с тех пор я всегда вспоминал этот странный эпизод, когда слышал поговорку "Как голому на улицу". Правда, и сейчас не понимаю, почему нестерпимо хочется на улицу некоторым голым людям.

Иногда мы слушали с ним репортажи о футбольных матчах. Для этого Шурка выставлял в окне радиодинамик. Эти передачи предварял Футбольный марш Блантера, а вёл их знаменитый Вадим Синявский. Следить за его скороговоркой мы не успевали, но это было и не столь важно. Важен был сам процесс: мы сидим и слушаем.

Шурка научил меня делать раскопки. Проще говоря — ямы. Однажды мы с ним при участии моего брата Лёньки сделали подкоп под дом Фрадкиных. Нам повезло — мы нашли в земле позеленевшую тяжёлую медную монету. Копали мы палками. Я при этом держал палку как отбойный молоток и всячески сам для себя разыгрывал роль шахтёра-стахановца, откалывавшего пласты угля.

Частенько Софья Семёновна приходила к моей Матушке и жаловалась на Шурку. Видимо, ей надо было выговориться, разрядиться. Заодно она бурно, несколько отвлекшись от проказ Шурки, с восторгом рассказывала, насколько богато они жили до войны в Одессе:

— Ах, Матрёна Ефимовна, — вздыхала Софья Семёновна, обращаясь к моей матери. — О, зохен вэй, какая была у нас посуда, какая посуда! Вы себе не представляете… Моя мама подавал суп в двойных тарелках — под глубокой тарелкой обязательно должна была находиться такая же, но мелкая.

Софья Семёновна долго описывала узоры на тарелках, большую супницу, какие у той супницы были ручки. Какой был половник, которым разливали суп. Потом переходила к рассказу о зеркале:

— Нет, вы не видели никогда такого зэнькала! Это было настоящее чудо, скажу я вам. А на обратной стороне зэнькала было написано: "Дорогой Софочке от мамы".

Не ручаюсь за точность, но, кажется, именно это "зэнькало" Софье Семёновне подарили в качестве приданого, когда она выходила замуж за Соломона Соломоновича. 

В рассказах Софьи Семёновны часто упоминалась некая богатая и почтенная  семья Шеферсонов. Речь Софьи Семёновны изобиловала восторженными ссылками на это замечательное семейство, перечислениями всего, чем был богат дом Шеферсонов, которые, если не ошибаюсь, были дальними родственниками Фрадкиных.

В доме у Фрадкиных почти всегда был полумрак — так в Гурьеве противостояли жаре, комарам и мухам  не только они. На окнах и входной двери колыхались марлевые занавески. Занавеска у двери была крашеной, снизу её утяжеляли привязанные узелками камешки. Я частенько околачивался у Фрадкиных. Софья Семёновна, когда была в хорошем расположении духа и не ругала Шурку, напевала арии из оперетт.

Мощный голос Софьи Семёновны можно было услышать неожиданно, когда Соломон Соломонович выходил во двор поболтать с соседями. Она кричала гортанным голосом всегда одну и ту же фразу:

— Соломон, войди в дом, я тебе дам работу, я тебе работу дам!

И милейший Соломон Соломонович со вздохом беспрекословно поднимался со ступенек, где сидел в компании соседей, и покорно шёл на этот властный зов супруги.

А что же Шурка? Он открыто, но незлобиво посмеивался над причудами своей матери. Рассказывал нам, малышам, о прочитанных книгах (читал он много), пел песенки, переиначивая в ироническом ключе фрагменты из оперетт, столь любимые его матерью:

О Роз-Мари, о Мэри,

Твой зов нежней свирели.

Твои глаза, что ровно две цыбули,

Иван-колхозник шлёт тебе две дули…

 

Для нас, малолеток, он пояснял, что "дули" — это, оказывается, груши.

 

Работы на рассмотрение писательницы можно присылать до 1 октября по адресу: detstvo-49@yandex.ru, а также на сайт "Сноба" и "Вечерней Москвы".

Текст рассказа предоставлен издательством АСТ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала