МОСКВА, 30 июл - РИА Новости. Российские эксперты считают, что объединенная оппозиция, которая избрала осужденную экс-премьера Юлию Тимошенко первым номером своего предвыборного списка, пытается сделать этого политика своим брендом и продемонстрировать избирателям единство оппозиционных сил.
В понедельник экс-премьер Тимошенко, которая в настоящее время отбывает семилетний срок в женской колонии, возглавила партийный список объединенной оппозиции на предстоящих выборах в Верховную Раду. За это решение предвыборный съезд оппозиции проголосовал единогласно. В настоящее время в объединенную оппозицию входит семь партий.
Как заявил РИА Новости заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, Тимошенко будет лишь неформальным лидером списка, поскольку в самих выборах по украинскому законодательству участвовать не сможет как лицо, отбывающее наказание.
В октябре 2011 года украинского экс-премьера приговорили к семи годам лишения свободы за превышение полномочий при подписании газовых контрактов с РФ в 2009 году. Запад назвал приговор политически мотивированным, хотя власти Украины это отрицают. Во вторник, 31 июля, суд Харькова продолжит рассматривать второе уголовное дело против Тимошенко, касающееся финансовых махинаций во второй половине 1990-х года, когда она возглавляла корпорацию "Единые энергетические системы Украины".
"Если говорить о ситуации в целом, то, безусловно, фамилия Тимошенко является объединяющим фактором для достаточного количества людей, поэтому нет ничего удивительного в том, что оппозиция именно ее назвала лидером списка", - сказал Жарихин.
Эксперт отметил, что другой фигуры, способной стать знаменем, у оппозиции просто нет. "Каким-никаким знаменем Тимошенко является. Все остальные не являются в принципе. Поэтому на безрыбье и Тимошенко - вождь объединенной оппозиции", - считает он.
По его мнению, Партия регионов, предвыборный съезд которой пройдет в понедельник вечером, вряд ли будет делать ответный ход и выдвигать какую-нибудь "громкую" фамилию.
В свою очередь директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов высказал мнение, что Тимошенко должна стать "брендом оппозиции".
"Именно брендом, не "знаменем оппозиции". Потому что "знамя" отдает идеологией, а здесь никакой идеологии нет - здесь голый прагматизм", - сказал политолог РИА Новости.
"Это PR-ход. Все это должно символизировать единство оппозиционных сил, которые до этого на протяжении последних пяти-шести лет постоянно конфликтовали и не могли создать общее конкурентное поле для Партии регионов. И показать единство основных политических фигур, которые находятся в оппозиции Януковичу, - это гораздо важнее, чем то, кто из них действительно будет участвовать в выборах", - заявил он.
Отвечая на вопрос, насколько едина эта объединенная оппозиция, эксперт отметил, что "она едина в тактическом, ситуативном плане".
"В украинской политике тактические объединения возможны, стратегически - каждый за себя. Совершенно ясно, что как только выборы закончатся, эта объединенная оппозиция перестанет существовать. Она создается под предстоящие парламентские выборы, и срок ее жизни ограничивается тем моментом, когда будут объявлены результаты голосования. Дальше начнется самое интересное. То, чем занимается большую часть времени украинская политическая элита - торг за преференции... Внутри этой первой предвыборной пятерки начнется торг за то, чтобы получить наибольшие бонусы", - заявил Власов.
При этом эксперт обратил внимание на то, что завершать сегодняшний политический день на Украине будет съезд правящей Партии регионов.
"Как говорил один известный киногерой, всегда запоминается последнее. Регионалы просто выбрали момент, чтобы к своему заседанию уже иметь отчет о съезде объединенной оппозиции", - сказал Власов.
Он отметил, что предвыборная кампания будет очень яркой, и большой интерес здесь представляет повестка, с которой регионалы пойдут на выборы. "В частности, как будет трактоваться закон о русском языке. Станет ли он одним из брендов, с которыми Партия регионов пойдет на выборы, или его постараются отодвинуть на второй план в надежде привлечь часть электората из западных регионов", - подчеркнул эксперт.