Оперативниками Следственного департамента и Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД РФ, а также ФСБ и ФТС России в июле текущего года были обнародованы подробности уникальной спецоперации по пресечению крупного канала поставки кокаина из Эквадора в Россию. Благодаря внедренному в наркогруппировку агенту, правоохранительные органы смогли вскрыть всю структуру этой наркогруппировки, которая в течение десяти лет занималась поставками кокаина в Санкт-Петербург. Уголовное дело было принято к производству в 2008 году, в 2009 году несколько аналогичных дел были объединены в одно производство. Схема трафика была следующая: свертки с кокаином прятались на трансатлантических судах, следовавших из Эквадора в порт Санкт-Петербурга, в том числе и в тюках с бананами, по прибытии "курьеры-съемщики" под видом работников порта выносили наркотики с корабля. При этом грузы, в которых прятали кокаин, были обозначены специальными метками.
В ходе операции было изъято 70 килограммов кокаина общей стоимостью 85 миллионов долларов. Обвинение предъявлено девяти участникам этой группы, которые сейчас ожидают суда. На мультимедийной пресс-конференции в РИА Новости заместитель начальника Следственного департамента МВД России генерал-майор юстиции Сергей Бородулин рассказал журналистам, что лидер наркогруппировки Владимир Красавчиков был объявлен в международный розыск. Сейчас он уже арестован в Нидерландах и в ближайшее время ожидается его экстрадиция. Также, по словам Бородулина, в числе обвиняемых гражданин Украины и двое граждан Литвы.
На фоне этой успешной операции начальник управления организации деятельности органов внутренних дел в сфере незаконного оборота наркотиков ГУУР МВД РФ полковник полиции Сергей Тихоненко в эксклюзивном интервью РИА Новости раскрыл особенности деятельности российских наркогруппировок. Он также рассказал о внутренней структуре наркогрупп, новых схемах и способах, которые используют современные наркобароны для незаконных поставок кокаина в Европу.
- Каковы характерные черты и особенности российских кокаиновых наркогруппировок?
- Это, как правило, люди, которые не имеют ничего общего с уголовной преступностью. Чаще всего это люди очень грамотные и образованные, пользующиеся современными бизнес- инструментами и последними достижениями в области высоких технологий. Обычно это коммерсанты, которые инфильтровались в систему транснационального наркобизнеса. Впоследствии, поднимаясь по иерархии, они стали осваивать определенный регион и конкретные направления сбыта.
К примеру, в 2004 году была осуждена группа лиц. Организатором этой наркогруппировки был бизнесмен и перспективный политик, а сообщниками его выступали люди творческих профессий (архитектор, скульптор, художник), в портфолио которых никак не вписывалась преступная деятельность. Они занимались поставкой металлических пресс-форм из Колумбии, в процессе изготовления которых запрессовывалось по 60-70 килограммов кокаина. После доставки груза в Россию группа переделывала сопровождающие документы, и товар уже отправлялся в Великобританию под видом произведенных в Сибири пресс-форм.
- На протяжении какого времени данная наркогруппа осуществляла свою деятельность?
- Реально они работали около десяти лет.
- Каков средний период жизни наркогруппировки в России?
- Нужно понимать, что есть группы, которые занимаются исключительно логистикой. Например, группа, о которой шла речь выше, не реализовала в России ни грамма кокаина, что позволило ей долгие годы находиться вне поля зрения правоохранительных органов. Если группа занимается не только контрабандой, но и сбытом, то средняя продолжительность существования такой группировки - три-четыре года. Дело в том, что круг клиентов постоянно расширяется, появляются новые люди. Существует большое количество факторов риска, но извлекаемый доход за непродолжительный период времени того стоит.
- Кокаин считается дорогим "удовольствием" относительно других видов наркотиков. Как формируется ценообразование на него?
- Грамм чистейшего кокаина (90%-ный и выше) стоит по закупке в Латинской Америке два доллара. Получается, что килограмм стоит в среднем две тысячи долларов. Как правило, в дальнейшем наркогруппировки разбавляют 90%-ный кокаин как минимум в пять раз. Таким образом, до потребителя доходит 15-20%-ный кокаин. Кстати, в России кокаин высокой степени чистоты непросто достать, да и стоит он бешеных денег (около 400-500 долларов США за грамм). Поэтому его могут позволить себе только очень обеспеченные люди.
При нехитрых математических вычислениях получается, что две тысячи долларов за килограмм - это себестоимость товара при закупке. Разбавляем его в пять раз, получается десять килограммов. Средняя стоимость одного грамма в обороте на территории страны примерно следующая: в Москве это где-то 200-250 долларов за грамм, в Сибири - уже около 400 евро. В отдаленные регионы страны тоже проникает эта "мода". Выходит, что из одного килограмма 90%-ного кокаина при реализации в розницу можно выручить до миллиона долларов.
- На что тратят поставщики "грязную выручку" от наркобизнеса?
- Нельзя говорить, что все эти деньги попадают в одни и те же руки. Крайне редко встречается, когда один человек полностью контролирует всю цепочку поставки от Латинской Америки до конечного потребителя в России, так как это сопряжено со сложностями и высокими рисками. Грамотные наркодилеры предпочитают ограничить свои аппетиты получением определенной доли в этом сегменте, потому что самый опасный этап - это розничный сбыт, когда наркодилер вступает в непосредственный контакт с клиентом. Именно на этом этапе наркоторговец рискует быть замеченным правоохранительными органами.
- На какие ухищрения идут наркодилеры, чтобы их товар был доставлен до конечного потребителя с минимальными потерями?
- Логистика - это, условно говоря, отдельная форма криминального бизнеса. Тем, кто владеет логистикой, все равно, что вывозить. С учетом того, что вид наркотика определяет региональную направленность, логистические схемы выстраиваются на базе уже сложившейся бизнес-инфраструктуры. В данном случае это Латинская Америка. Поезда туда не ходят, грузовики не ездят. Выходит, что корабли и самолеты чуть ли не единственный способ доставки кокаина в страну. Стоит учитывать то, что с самолетами возникают некоторые трудности: приходится вербовать сотрудников авиакомпаний, проходить тщательный досмотр в аэропортах прилета и вылета. Корабль в этом смысле немного проще.
Если же это люди, занимающиеся серьезным транснациональным наркобизнесом, то транспортировать крупные партии кокаина можно только под прикрытием легального бизнеса, чаще всего это импорт фруктов. Других вариантов из Латинской Америки практически нет. Но мы сталкивались с сокрытиями крупных партий кокаина в грузах с металлической рудой, в партиях с мороженой рыбой, фруктовыми пюре и концентратами. Выглядит это следующим образом: огромные 200-литровые бочки, внутри которых находятся вакуумизированные пакеты, досмотреть которые на имеющемся у нас оборудовании невозможно.
- Получается, что наркоторговцы тратят немало сил и средств на создание новых способов сокрытия наркотиков?
- Да. Индустрия не стоит на месте. В первую очередь используются высокотехнологические (химические) способы сокрытия наркотиков при перевозке. Сейчас кокаин в брикетах - это уже примитив. То же касается и традиционной "синтетики" в таблетках. Один интересный случай произошел лет шесть-семь назад в Санкт-Петербурге. Вендинговый автомат, который продавал шоколадки, напитки, находился в одном из ночных клубов. При введении определенной комбинации цифр выпадало экстази, замаскированное под шоколадный батончик. Это ведь целая технология, чтобы имитировать упаковку, купить и поставить эти аппараты, наладить реальный бизнес.
Сегодня из кокаина при помощи современных достижений химии можно делать все, что угодно: бумагу, одежду, пластмассу, даже имитировать кожаные изделия. Также растворить кокаин можно в любой жидкости: масла, клеи, герметики, алкогольные напитки. Был случай, когда наркодилеры один килограмм кокаина растворили в литровой бутылке виски. При этом изменился лишь вес, а объем оставался прежним.
- Насколько сложно обратно из жидкостей экстрагировать кокаин? И где наркодилеры это делают?
- Сложностей никаких нет, потеря кокаина максимум составит 10-12%. При этом какого-либо специального оборудования для выпаривания кокаина не требуется. Поэтому сделать это можно в любых условиях.
- Нередки случаи, когда наркоторговцы для транспортировки кокаина используют так называемых курьеров-полостников, которые перевозят наркотики внутри себя. Как это выглядит на практике?
- Как раз недавно мы занимались такой группой, в которую входили десятки курьеров, перевозивших кокаин по всему миру внутри себя. Выглядит это следующим образом. Предварительно кокаин растворяют в жидкости и помещают в презерватив. Далее курьер глотает до нескольких десятков таких контейнеров и летит до конечной точки назначения. Спустя некоторое время, если не произойдет ничего экстренного, содержимое выходит естественным путем. Курьер мог перевозить до 25 брикетов в желудке общей массой до полутора килограммов (рекорд нигерийцев - 2 кг). Этот жидкий кокаин был исполнен настолько качественно, что при прохождении рентгена невозможно было отличить содержимое от внутренних органов перевозчика.
- Это была международная группировка?
- Международная, но данная группа была нацелена на снабжение кокаином определенной дилерской сети, так как насытить рынок одним-двумя килограммами кокаина невозможно.
- Способствует ли развитие авиатранспортного сообщения между странами увеличению наркотрафика?
- Безусловно. Относительно недавно был запущен прямой рейс в Пунта-Кану (Доминиканская Республика - прим.), ввиду повышенного интереса российских туристов к этому направлению. Как следствие, оттуда начались поставки кокаина. Причем занимаются перевозкой все: члены экипажа воздушных судов, деятели турбизнеса и сами туристы. Транспортировка наркотиков по воздуху - самый прямой и быстрый способ доставки наркотиков в Россию, но, как уже было замечено, это сопряжено с высокими рисками.
- Как происходит распределение ролей внутри группы? Как и кто выбирает главаря?
- Главаря не выбирают, он сам набирает группу из знакомых и доверенных людей. Для функционирования серьезной наркогруппировки нужен IT-специалист, который наладит защищенные от правоохранительных органов коммуникации, а также систему оповещения в случае опасности. Также в группе есть "оружейник", который перед каждой операцией выдает исполнителям подготовленные средства связи, устройства наблюдения и иную не засвеченную технику (машины и т.д.), отвечает за то, чтобы они нормально функционировали.
Отдельный разговор о съёмщиках наркотиков с кораблей, работающих на воде или на льду, степень подготовленности которых впечатляет. Это чаще всего люди, обладающие определенными квалификациями и навыками. Например, бывшие сотрудники специальных подразделений или спортсмены.
Также нужна силовая составляющая - "крыша", так как не всегда с торговцем могут расплатиться или возникают иные проблемы. Это могут быть спортсмены, представители силовых органов, преступные авторитеты.
Безусловно, в группе есть финансист. Некоторые наркогруппировки расплачиваются наличными и отправляют деньги через посредников или курьеров. Чаще всего привлекаются члены экипажа корабля - моряки. Однако они не самые надежные люди. Буквально недавно моряк обязался сбросить с корабля партию кокаина в определенной точке при прохождении побережья одной из европейских стран. Он сбросил, но не совсем там, где его ожидали. В принципе, он сделал то, что от него требовалось, но товар подобрали его сообщники, которые находились в прямой видимости от настоящих получателей партии. В настоящий момент наркодельцы из Латинской Америки ищут этого моряка, так как полных данных на него нет.
- Чтобы застраховаться от подобных рисков, осуществляется ли перевод денег в электронном виде?
- Однозначно - да. Деньги переводятся с использованием системы международных денежных переводов или раскидываются по разным электронным кошелькам. Но наркобизнес также имитирует бизнес-деятельность: отправляет со счета одной фирмы банковский перевод на другую, находящуюся в Латинской Америке. Это требует определенных ухищрений, так как существует система валютно-экспортного контроля, финансового мониторинга, иные процедуры государственного контроля.
- Взаимодействуют ли различные наркогруппировки между собой?
- Поставку кокаина из страны-производителя в страну потребления очень сложно сосредоточить в одних руках. Ввиду этого и происходит взаимодействие наркогруппировок, которые оказывают друг другу криминальные услуги по логистике. Они могут даже переуступать товар, пока он плывет в порт назначения. Выглядит это следующим образом. У одного наркодилера товар еще не подошел, но клиент уже есть. В таком случае он обращается к другому дилеру, чтобы одолжить у него несколько килограммов кокаина, пока не придет партия первого. Выходит, что наркобизнес - это тот же самый бизнес, но с некоторыми особенностями.
- Сами участники группировок принимают наркотики?
- Лично я сталкивался с различными ситуациями. Бывают, что употребляют. Но люди серьезные на дух не переносят наркоманов. Если возникают подозрения, что человек может стать наркоманом или уже стал, он автоматически становится слабым звеном, от которого надо быстрее избавляться: он ненадежен, может залезть в товар, предназначенный для продажи, или вовсе попасть в поле зрения правоохранителей и всех сдать.
Наркодельцы - не суперзлодеи из голливудских фильмов, они обычные люди, которые так же иногда ошибаются. Конец у большинства одинаковый - могила или тюрьма. Разбогатеть и отойти практически нереально, но пытаются многие.