Крейсер "Аврора" вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. Корабль имел броневую палубу для защиты жизненно важных частей от навесного огня вражеской артиллерии, однако для дуэлей с броненосцами он не предназначался. Для связи "Аврора" была оснащена новинкой тех времен - радиотелеграфом. На крейсере был установлен рефрижератор-холодильник, в камере которого помещалось 85 пудов замороженного мяса.
Боевое крещение "Аврора" приняла в Цусимском сражении в мае 1905 года, где получила около 10 попаданий снарядами. Осенью 1916 года "Аврора" встала на первый капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде, а уже в 1917 году экипаж крейсера активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях. Так, в ночь на 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года холостым выстрелом из носового орудия "Аврора" подала сигнал к штурму Зимнего дворца.
Во время Великой Отечественной войны личный состав и орудия "Авроры" участвовали в героической обороне Ленинграда. В результате корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт.
В августе 1944 года было принято решение установить крейсер около Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского военно-морского училища, а с ноября 1948 года после основательного ремонта "Аврора" и бросила якорь на место вечной стоянки.
В 1984-1987 годах крейсер перенес ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Подводная часть корпуса корабля была сочтена неремонтопригодной, взамен была изготовлена новая подводная часть (макет). Кроме того, были перепланированы практические все внутренние помещения корабля.