Материал подготовлен проектом В Москве Группы сайтов РИА Новости >>
Многие из нас время от времени перекусывают на улицах, пользуясь услугами заведения "фаст-фуда". Хотим мы этого или нет, но таковы условия жизни в мегаполисе, где не каждый день есть возможность полноценно питаться, а купить что-нибудь "вкусненькое и вредненькое" на ходу гораздо быстрее. Вот только уличный фаст-фуд в городе может стать своеобразным "минным полем" для потребителя.
Вкусовая гамма
По результатам опроса читателей портала "В Москве" в Facebook, около трети ответивших время от времени и с удовольствием предпочитают перекусить фаст-фудом. Мы так часто слышим о вреде фаст-фуда и так часто, несмотря на это, нас тянет на сосиску или картошечку, что возникает огромное количество домыслов на тему приманивающих добавок в составе этих продуктов.
По словам заместителя директора Института питания РАМН Александра Батурина, за тягой к фаст-фуду не стоят какие-то секретные добавки в продукты, наоборот, все предельно открыто. Дело в том, что человек очень любит все вкусное, соленое, острое и так далее по списку, и производители фаст-фуда с легкостью играют только на этом, не прибегая к другим каким-либо химическим хитростям, считает он.
"Человек слаб. Если он один раз попробовал что-то сладкое - отказаться дальше у него не получится. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что туда что-то специально добавляют. Просто производители играют на наших вкусах, добавляя разные соусы, которые создают этот вкус и увеличивают вкусовую гамму", - считает Батурин.
Бизнесмен и член правления "Ассоциации предприятий быстрого питания" Евгений Кобзарь заверил нас, что уличные фаст-фудники действительно не добавляют каких-либо секретных веществ в свою продукцию.
"Что можно добавить картошку, которая запекается в фольге? Или что можно добавить в блины или пирожки? Это может касаться крупного стационарного фаст-фуда, но у нас другой сегмент, здесь нет такой технологической основы", - заверил он.
Нечистая работа
В общем-то, пищевые добавки - это еще не самое страшное, чего следует бояться, покупая сосиску или картошку на улице.
Уличный фаст-фуд в Москве может напомнить и минное поле, когда купив еду на "скорую руку" можно смело начинать гадать: "повезет - не повезет". И на это есть целый ряд оснований, считает председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин, причем относится это как к сетевым фаст-фудникам, так и к отдельным палаткам у вокзалов и метро.
"Я часто обращаю внимание на работу таких заведений и вижу, что очень мало кто работает в целлофановых перчатках, а они должны быть, ведь эти люди готовят пищу. Отдельный момент - а кто там вообще работает? Это мигранты, большинство из которых не проходили никакого медицинского обследования, а это значит, что они могут передавать нам свои заболевания через деньги и еду", - поясняет свою позицию Корягин.
И это только верхушка айсберга, сетует Корягин, ведь в таких объектах нет ни туалетов, ни горячей воды, где можно было бы (и нужно было бы) помыть руки. "И вместо культуры торговли в целом мы имеем неизвестно каких продавцов, зачастую даже без спецодежды или головных уборов", - добавляет он.
"А что там, собственно говоря, нам продают? Ведь сейчас жара, а качество никто отслеживать в такое время не будет. Все портится, а в результате такой фаст-фуд угрожает нам передачей различных заболеваний, о которых мы даже не подозреваем. Именно поэтому нам нужна революция в сфере фаст-фудов, обучение торговцев и санэпидемиологический контроль", - уверен глава Объединения потребителей России.
Однако Кобзарь не согласен с такой радикальной точкой зрения. Он уверяет, что случаев отравления в сетевых фаст-фудах практически не было, при том, что в месяц в Москве эти объекты обслуживают до одного миллиона человек.
"Про несетевой фаст-фуд я тоже думаю очень нехорошо. Но сегодня такая ситуация, что при победе в аукционах не нужно иметь никаких документов на продукцию, которой человек будет торговать. Побеждает тот, у кого больше денег, а где человек взял эти продукты, есть ли у него сертификаты на них - ничего не надо", - сетует Кобзарь, обращая внимание, что с таким подходом говорить о 100% безопасности питания на улице уже действительно не приходится.
Банан вместо сосиски
Встретить миллионера, выходящего из собственного офисного здания в Чикаго и покупающего хот-дог в ближайшей палатке - это вполне нормальная ситуация для США. Представить себе что-то подобное в Москве практически нереально, что говорит лишь о неразвитости этого сектора общественного питания в столице, считают власти.
"Мы и сами видим, что этот сегмент у нас не очень развит, по крайней мере не так, как на западе. Сегодня у нас мало предусмотренных мест для уличного фаст-фуда, и ими не покрывается имеющаяся потребность горожан", - поясняет порталу ситуацию на рынке уличного фаст-фуда заместить главы департамента торговли и услуг Никита Кузнецов.
Согласно его информации, за последнее время количество точек уличного фаст-фуд а в Москве сократилось более чем вполовину и сейчас составляет около 400. Если же развивать этот сегмент питания должным образом, то по опыту запада он будет нужен всем: и бедным и богатым, как местным жителям, так туристам и бизнесменам, уверен Кузнецов.
При этом эксперты сомневаются в том, что конкуренция может стать источником развития качественного фаст-фуда в Москве. По мнению Кобзаря, профессионалы и сетевые компании, которые могут контролировать качество продуктов питания, у которых налажена логистика и отработан бизнес, вымываются теми, кто перебивает их ценой на аукционе. От этого структура столичного уличного фаст-фуда заметно меняется, и не в лучшую сторону, добавляет Кобзарь.
Естественно, столичные власти уже разрабатывают планы по расширению уличной сети фаст-фудов, как неотъемлемую часть городской системы, но профессор Батурин считает, что если уж хочется что-нибудь поесть, то куда лучше зайти в магазин и купить там банан. В этом случае вероятность не нанести вред своему здоровью куда выше, чем попытка наесться хот-догом или шаурмой в переходе. Кто знает, как долго они пролежали до попадания к вам?
Дмитрий Чернов