Рейтинг@Mail.ru
Дмитриев: выучить инженера за партой невозможно - РИА Новости, 27.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дмитриев: выучить инженера за партой невозможно

Читать ria.ru в
Подходит к концу прием заявлений в российские вузы, и буквально через несколько дней перестанут быть загадкой конкурсные баллы, число претендентов на каждое бюджетное место и фамилии счастливчиков, зачисленных в «первую волну». Об особенностях приема-2012 и о перспективах высшего инженерного образования в интервью РИА Новости рассказал ректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев.

Подходит к концу прием заявлений в российские вузы, и буквально через несколько дней перестанут быть загадкой конкурсные баллы, число претендентов на каждое бюджетное место и фамилии счастливчиков, зачисленных в «первую волну». Об особенностях приема-2012 и о перспективах высшего инженерного образования в интервью РИА Новости рассказал ректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев.

- Сергей Михайлович, ходит много панических слухов, опасений, что количество бюджетных мест в вузах снижается.

- Нет, общее число бюджетных мест на первом курсе увеличено по сравнению с прошлым годом. В нашем техническом вузе их количество выросло в этом году на 60, их стало 2400 - это больше половины всех бюджетных мест в регионе. Причем рост - по всем направлениям.

- Сколько всего вы собираетесь принимать на первый курс?

- Как и в прошлом году: около 4000. Это определяется так называемым приведенным контингентом. Как видите, «коммерческих» первокурсников существенно меньше, чем тех, чье образование оплачивает государство. В этом году Министерство образования определило стоимость подготовки бюджетного студента: от 60,2 до 112 тысяч рублей в год, в зависимости от направления.

- В чем причина столь широкой «вилки» - разница почти в два раза?

- Стоимость варьируется, поскольку экономиста можно подготовить и за 60 тысяч, а для многих инженерных специальностей и в 112 тысяч трудно уложиться. Выучить инженера за партой невозможно, необходимо сложное, порой и уникальное оборудование, лабораторные и технические комплексы. У нас на технических направлениях практически нет «платных», коммерческих студентов. Разве что по некоторым специальностям предприятия направляют за свой счет к нам ребят - например, на ускоренное обучение после техникума.

- В негосударственных вузах сетуют, что 60 тысяч на год - это мало.

- Вопрос непростой. Это результат тщательных научно обоснованных подсчетов в министерстве. В эту сумму входят и заработная плата, и использование имущественного комплекса и так далее. Хватит на всё или нет - будем предварительно судить через год, а окончательные выводы можно будет сделать только через шесть лет. Дело в том, что эти субсидии по новой стоимости обучения мы сейчас получим только за студентов первого курса. Обучение всех остальных финансируется по-старому. Через год по новой схеме будет финансироваться первый и второй курс и так далее.

- Вы участвовали в конкурсе Министерства образования по распределению бюджетных мест?

- Да, как и практически все государственные и многие негосударственные вузы. В этом году полноценный конкурс при определении госзадания проводился впервые. Мы подавали информацию о себе и делали заявку на контрольные цифры приема. В результате нам дали столько мест, сколько мы попросили. Более того: впервые за последние годы увеличили число бюджетных мест по направлению «гостиничное дело» и на экономические специальности.

- А говорят, уже «перепроизводство» экономистов, они трудоустроиться не могут.

- Вовсе нет. У нас по направлениям «экономика управления предприятием», «менеджмент организации» конкурс более 50 человек на бюджетное место. Специалисты, которые не только владеют экономическими знаниями, но и хорошо разбираются в производстве, чрезвычайно востребованы на промышленных предприятиях. Ну а «гостиничное дело» - специальность, нужная для развития региона.

- Каковы особенности нынешней приемной кампании?

- Отличие ее от прошлогодней - то, что льготники, олимпиадники и целевики теперь могут воспользоваться своей льготой только в одном месте. В прошлые годы была серьезная неразбериха, когда верхние места во всех списках занимали как раз льготники, которые подавали документы во все университеты и тем самым делали картину абсолютно непонятной: в каком именно вузе они в последний момент решат воспользоваться своим преимущественным правом на зачисление? В этом году внесены, на наш взгляд, правильные изменения. 30 июля льготники будут зачислены. По сравнению с прошлым годом их количество не уменьшилось.

- А число остальных?

- Поданных заявлений намного больше, чем в прошлом. Из 2400 бюджетных мест 380 займут целевики, направленные предприятиями Минпромторга и госкорпорации «Росатом». Уже сразу после выпускного бала число абитуриентов, подавших в приемную комиссию подлинники документов, составило 70% от плана приема. Многие факультеты еще в первой декаде июля по количеству подлинников «закрылись». В частности, в наш институт ядерной энергетики подлинных аттестатов было подано 110% от числа бюджетных мест.

- С чем это связано?

- Сегодня приоритет высшего технического образования стал уже очевиден - и это мы ощущаем на себе. Это энергетика, включая ядерную, это машиностроение, химические технологии, радиоэлектроника, информационные технологии, кораблестроение, авиационное строение, автомобилестроение. На каждое бюджетное место там претендуют четверо-пятеро.

- Окончив вуз, они будут работать по специальности?

- Безусловно. По статистике, по профессии трудоустраиваются 96–98 процентов. Мы каждому предлагаем место, хоть сейчас уже и нет официального распределения. Вот недавний пример: для строящегося в нашем регионе нового машиностроительного завода сегодня требуется 4000–7000 специалистов, в том числе прямо сейчас 300 инженеров-технологов. Мы по этой специальности выпустили всего 70, готовы были направить туда, но - приехали представители ОАО «КАМАЗ», предложили им свои условия - и 30 из 70 уехали с ними в Татарстан. Так что работодатели конкурируют в борьбе за специалистов, а не наоборот.

- Сейчас в России сокращается количество вузов и филиалов. С чем это связано?

- Думаю, что закрываются неэффективные вузы, и это правильно. Есть вузы объективно значимые, которые готовят специалистов качественно,  занимаются наукой. Тем более что тенденции таковы, что наука перемещается из академических институтов именно в университеты. Сегодня государство выделило огромные средства для развития высшего образования: появились федеральные вузы, национально-исследовательские университеты и университеты, которые выиграли программу стратегического развития, - к таким относимся и мы. Но при этом у нас много и таких, с позволения сказать, вузов, которые размещаются чуть ли не в квартире. На кухню приходишь - платишь деньги, в коридоре получаешь диплом.

- Как определить, какие вузы эффективны?

- Для этого есть методика, система критериев. Министерство образования и науки проводит мониторинги, и о каждом университете там знают больше, чем университет про себя. Это горы бумаг, документов в электронном виде, наши сотрудники по ночам заполняют всевозможные таблицы. Кстати, по таким же критериям оценивают вузы и при составлении независимых рейтингов. Это серьезные, достоверные исследования, и очень приятно бывает, когда наш вуз занимает в них одно из верхних мест. Качество в образовании определяется именно таким образом.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала