Рейтинг@Mail.ru
Еще один день не очень большого флота - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Новое оружие России
Новое оружие России

Еще один день не очень большого флота

© Фото : Предоставлено пресс-службой «Севмаш»АПЛ "Юрий Долгорукий"
АПЛ Юрий Долгорукий
Читать ria.ru в
Очередной день Военно-морского флота (29 июля) еще на год сократит время, отпущенное российским военным морякам на восстановление морской мощи государства. Громадье планов на ближайшее десятилетие явно придется корректировать в интересах скорейшего насыщения флота реальной техникой.

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Очередной день Военно-морского флота (29 июля) еще на год сократит время, отпущенное российским военным морякам на восстановление морской мощи государства. Громадье планов на ближайшее десятилетие явно придется корректировать в интересах скорейшего насыщения флота реальной техникой. Некоторые проблемные вопросы закрыты, другие продолжают отравлять жизнь своей нерешенностью.

Подводный компонент: многоцелевая скупость

Флот планомерно сокращает разнообразие типов субмарин, к чему стремились еще советские военные в конце 1980-х. Стратегический ракетоносец - один (проект 955 "Борей"). Многоцелевая атомная лодка - одна (проект 885 "Ясень"). Неатомная малоразмерка - одна (проект 677 "Лада").

Ну, хорошо - 677 сразу не получится, там огромные проблемы с неатомной энергоустановкой, новой для нашей промышленности. Поэтому сначала будет хорошо отработанный экспортный 636.3 (две лодки уже строятся, еще четыре заказаны), но потом - обязательно 677. Или то, что от него останется после доводки.

Рамка картины настолько тугая, что в нее больше ничего не влезает. Даже легкая атомная субмарина-охотник, на замену длинным вереницам проектов 671, 945 и 971, как планировали еще на закате Советского Союза. Ее функции предлагается передать многофункциональному, но и более крупному и дорогому проекту 885. Типовой городской седан не в моде: всем будет заниматься дорогой и навороченный "лимузин".

Лимузин этот заодно заменит и специфический для отечественного флота тип атомных субмарин - носителей тяжелых противокорабельных ракет (проект 949). Заменит, к слову, неплохо: комбинация сверхзвуковых ракет "Оникс" с многоцелевого арсеналом ракетного комплекса "Калибр", способного работать и по земле тоже, явно расширит тактические возможности подводного флота.

В функциональности и возможностям "Ясеням", безусловно, не откажешь, однако есть и чисто физические ограничения по нахождению определенного количества кораблей в море и соображения, касающиеся протяженности контролируемого периметра.

Тот факт, что одна субмарина проекта 885 по своим боевым возможностям сможет заменить N (где N - дискуссионное число явно больше единицы) более легких и дешевых лодок, неоспорим во всем, кроме одного: физически разорваться между протяженными участками морских районов эти "лимузины" не смогут никак.

Впрочем, проекта новой легкой атомной лодки все равно нет, если не считать находящийся на бумаге советский проект 957 "Кедр", еще двадцать лет назад вызывавший вопросы по осмысленности реализации. Разрабатывать сейчас новую субмарину - терять время, деньги, а заодно загружать немногочисленные профессиональные кадры работой, которая оторвет их от быстрого доведения до ума и налаживания серийного производства уже более-менее спроектированных лодок проектов 955 и 885.

Тем более, что долгая война Объединенной судостроительной корпорации с военными за эти лодки только что завершилась: совсем недавно законтрактована серия ракетоносцев, а в ноябре 2011 года - серия субмарин проекта 885.

Упрямый президент ОСК Роман Троценко только что покинул корпорацию, но вряд ли его наследникам охота затевать еще один раунд драки с командой министра обороны Анатолия Сердюкова за структуру себестоимости новых разработок. Освоить бы те сотни миллиардов рублей, которые уже положены на бумагу контрактами по "Ясеням" и "Бореям".

Океанские миражи…

Планы в отношении надводного флота, даже если ограничится рассмотрением только крупных кораблей, наоборот, множатся.

Тут и регулярное возвращение к теме атомного авианосца: моряки его очень желают, судостроители рапортуют о готовности заложить такой корабль, как только заработают Ново-Адмиралтейские верфи на острове Котлин (ОСК собирается выносить туда свои заводы из Питера), а Минобороны осторожничает.

Тут и явное желание вернуть в моря российские тяжелые корабли - пока что в форме конкурса на новый эсминец. Судя по скупым сообщениям военных и кораблестроителей, "эсминец" этот должен представлять собой ни что иное, как атомный ракетный крейсер (по-видимому, с универсальными пусковыми установками), оснащаемый, в том числе, зенитными ракетами перспективной единой системы ПВО/ПРО С-500.

Практика применения эвфемизмов хорошо известна, но обычно она распространена в парламентских демократиях, когда нужно протащить программу строительства крупных боевых кораблей мимо скаредных церберов-депутатов, образцово-показательно пекущихся о карманах избирателей. Впрочем, и в иных случаях подобная словесная маскировка лишней не будет.

Сроки начала постройки "эсминцев" отодвинуты к 2016 году. Авианосцы же могут быть заложены в лучшем случае к концу 2018 года (оценка бывшего президента ОСК Романа Троценко), а согласно неоднократно озвучивавшейся позиции Минобороны - вообще не предусмотрены Госпрограммой вооружений на период до 2020 года.

На Знаменке постоянно подчеркивают, что в ближайшее время должен закончиться поисковая научно-исследовательская работа, которая должен дать ответ на вопрос о перспективной боевой системе флота и месте авианосцев в ней (а равно и о тактико-технических требованиях к такому кораблю). Только после того, как результаты этой работы будут доложены политическому руководству, оно сможет принимать решение о том, вести или нет строительство авианосцев.

В любом случае, о вводе такого корабля в строй раньше 2023 года (оптимистическая оценка судостроителей) говорить не приходится. Заполучить достаточное число океанских "эсминцев" для формирования ордера авианосных ударных групп сильно раньше названного срока тоже, скорее всего, не выйдет.

Впрочем, проблема с гипотетическими ударными соединениями океанского флота кроется, скорее, в крайней ограниченности имеющихся судостроительных ресурсов на фоне крайней же недостачи кораблей основных классов. Расшивка этого узкого места требует ювелирного балансирования приоритетов строительства.

…и возвращение к реальности

Мечтать об авианосных ударных группах американского образца не грех, но флот создается снизу. А внизу-то как раз сплошные проблемы: ВМФ категорически не хватает корабельного состава, причем самого ходового - фрегатов и корветов.

Фрегаты проекта 22350 вообще проектировались как основная ударная сила флота, по некоторым оценкам, изначально их планировалось построить не менее трех десятков.

Однако пока что строительство идет туго. Головной фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году, спустили на воду только в конце 2010 года, при этом срок ввода в строй осторожно отнесен на ноябрь 2013 года. "Адмирал Касатонов" отстает в готовности примерно на год, "Адмирал Головко" только-только заложен, а остальные пять кораблей пока существуют только на бумаге в виде контракта.

Это восемь фрегатов. На четыре флота, из них два океанских - капля в море.

Пока решается вопрос с форсированием строительства систершипов "Горшкова", ВМФ России избрал ту же схему, что и с компенсацией отсутствия неатомных лодок проекта 677: быстрый ввод отработанного экспортного проекта для замещения вакансий.

Поэтому на калининградской верфи "Янтарь" заказываются фрегаты проекта 1135.7 (также иногда именуются 1135.6М). Это практически не измененная версия фрегатов проекта 1135.6, строившихся в России для Индии (сперва на "Балтийском заводе", потом на том же "Янтаре"). Раз уж быстро ввести достаточное число "горшковых" не выходит, придется брать то, что можно получить сразу.

С мертвой точки сползает и постройка корветов проектов 20380/20385. Теоретически именно серийный выпуск этих корабли (вместе с проектом 22350) призван "нарастить мясо" на флотских соединениях. Но их по-прежнему слишком мало, чтобы говорить о насыщении четырех географически изолированных российских флотов новыми боевыми единицами.

Именно таких кораблей и не хватает российскому флоту, чисто физически не хватает: списки реально действующего корабельного состава опасно коротки и постепенно сокращаются. Некоторые корабли, официально действующие, годами стоят "на ремонте и модернизации" по причине нехватки давно не производящихся комплектующих или отсутствию денег на восстановление.

И перенести акцент на выращивание флота "снизу", за счет форсированного ввода новых кораблей средних классов (фрегатов 22350, 1135.6М, корветов 20380/20385) - это первое, что приходит в голову. Но удастся ли одновременно поднять постройку океанских ракетных крейсеров с ритмичной сдачей большого числа фрегатов и корветов, которые нужны флоту "уже вчера", - вот это очень большой вопрос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала