Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
В день Уразы-Байрама, в праздник Ид уль-Фитр, завершающий 19 августа 2012 года священный месяц Рамадан, российские мусульмане получат подарок: исламское телевидение. Уже состоялось первое заседание Общественного совета телеканала, который будет функционировать на принципах общественного телевидения, есть, как сообщает сайт Российского исламского наследия, главный редактор – известный журналист и специалист по запуску новых медиа Рустам Арифджанов, который теперь трудится вице-президентом Евразийской академии телевидения и радио.
Создан телеканал, как сообщается, по инициативе руководителей крупнейших мусульманских организаций при поддержке федеральных органов власти, что со всей образностью нашло отражение в названии канала: "Аль-РТВ". Сведений о бюджете проекта найти не удалось.
Маркетинг для телезрителя
Историю можно было бы считать обыденной для эпохи больших финансовых начинаний в области медиа, – хоть детских, хоть военно-патриотических, хоть спортивных, если бы не особая политическая суть.
Конечно, исламский телеканал был обречен на рождение хотя бы по причине существования канала православного. И совершенно понятна технология создания канала силами официальных священнослужителей, чиновников и вполне атеистичных представителей медиа-бизнеса.
Судя по тому, как в этом жанре и в таком составе проектируются православные телеканалы, мусульман России поздравлять особо не с чем. Но, поскольку речь о вечном, хочется пофантазировать: можно ли такой телеканал сделать всерьез и интересно?
Уполномоченный администрации президента Карачаево-Черкесии по связям с религиозными организациями Евгений Кратов напоминает, что в классическом маркетинге тоже иногда все бывает наоборот: "Можно сначала создать товар, а потом искать создавать класс покупателей". Тем более, что прошедшая за два последних десятилетия клерикализация общества могла породить достаточно массового телезрителя.
Вопрос в содержании.
Аль-Джазира специального назначения
Исламское телевидение – это канал проповедей или аль-Джазира местного значения? Ведь тот, кого ислам интересует по-настоящему, не станет смотреть телевизор, он пойдет в библиотеку или в мечеть, он найдет мудреца.
Как и любой светский гражданин, он знает: арт-хаус для настоящих гурманов в телевизоре – явление редкое, исключительное и далеко не в прайм-тайм. Телевизор вообще по интеллектуально-философской части работает в районе нижней границы, чтобы интересно было всем, а массовый ислам в стране всеобщего религиозного обскурантизма – это тот же масскульт, который настоящих мусульман никак не обрадует.
Стало быть, даже честно сделанный конфессиональный телеканал – это точный индикатор реальной воцерковленности общества, и Евгений Кратов на этот счет иллюзий не питает: "Такой телеканал может функционировать исключительно как политический проект".
То есть, как водится, никакое, на самом деле, не общественное телевидение, а обычное государственное, то есть бюджетное, и если буква конституции обходится легко, дух ее не обманешь, что тоже, впрочем, не трагедия, хотя бы потому что не в первый раз.
Сложнее другое: даже в случае честного подхода с политической точки зрения все выглядит крайне двусмысленно.
Для начала, если по-честному: так ли уж заинтересовано государство в том, в чем заинтересовано любое телевидение – в расширении мусульманской аудитории? Потенциальный мусульманский телезритель на Северном Кавказе или в Поволжье в этом, мягко говоря, не уверен.
Какие новости будет показывать мусульманам государство, которое к исламу относится с нескрываемой настороженностью? Про преступления международного ваххабизма, про махачкалинские переговоры традиционной мечети с лидерами салафитов, которые с пониманием относятся к тем, с кем государство контактирует исключительно в спецоперациях по их уничтожению? Такой телесюжет, конечно, вызовет в умме неподдельный интерес. Но какой главный редактор, все знающий про свое государство, станет заниматься тем, что в соответствии с действующим законодательством может оказаться пособничеством терроризму?
А если это телевидение будет показывать священнослужителей, открывающих новые мечети, деятелей местных администраций, благодарных чабанов и набожных учителей, то этого эксклюзива вполне достаточно и на светских каналах.
Ислам, уходящий в Интернет
С тем, что такой канал может быть интересен, не спорят и люди, близкие, так сказать, к нетрадиционному исламу, но и они не могут себе представить, какая его реализация им была бы интересна. Дело не только в том, что люди разучились мечтать, хотя это тоже интересно. Дело, возможно, в том, что этому каналу просто нет места даже в фантазиях.
Как сказал один из таких неулыбчивых собеседников, все зависит от того, кто и как будет руководить, а имеющийся опыт настраивает на скептический лад.
Эти люди, кстати, предпочитают общаться не по телефону, а в интернете. И это еще один ответ про идеальный телеканал. Как полагают на Северном Кавказе журналисты, имеющие опыт общения с исламским читателем, даже задумав идеальный проект, который ответил бы на все мусульманские вопросы, власть бы безнадежно опоздала, особенно, если она хочет работать с путающейся в вопросах веры молодежью.
"Ислам с головой ушел в интернет, – заметил Мурад Гукемухов, публицист из Карачаево-Черкесии, – Там свободное пространство, особенно для радикальной молодежи. Входишь на нужную страничку, общаешься с лесом, читаешь всякую революционную чушь. Это захватывает. Кто будет смотреть телевизор?"
Словом, даже если смело предположить, что телеканал исламской мечты делается не для пропагандистской галочки, не для освоения бюджетных средств, понять, где его место в телепрограмме, не получается.
Он ведь и в самом деле и в лучшем случае может быть проектом только политическим. То есть, исходящим из того, что ислам – политическая проблема и зона риска, а мусульмане – не умма, а социальная группа, с которой надо работать. Начиная канал с этим посылом, бессмысленно равняться на аналогичный опыт исламского телевидения арабского востока, которые объявляются примерами успешности.
И все опять похоже на обычный бизнес-проект за государственный счет. Хотя так хотелось верить исключительно в хорошее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции