Блейка Эдвардса, со дня рождения которого сегодня исполняется 90 лет, называют одним из самых успешных комедийных режиссеров Голливуда, хотя с Фабрикой грез у него были отношения типа "любовь-ненависть", а режиссерской карьере сопутствовали не только успехи, но и провалы.
Эдвардс родился в кинематографической семье: его дед был известным в свое время режиссером немого кино, а сам он фактически вырос на задворках киностудии 20th Century Fox, директором которой был его отчим.
Критик журнала New Yorker Полин Кейл описывала его работы выражением "любовь к общедоступному безумию", а ее оппонент, кинокритик Village Voice Эндрю Саррис писал о нем: "самые смешные шутки в его фильмах плохи даже для ужастиков". Сочетание гротеска и сатиры, бесконечные гэги – все это отличительные признаки комедий Блейка Эдварса. РИА Новости выбрало пять знаковых фильмов в карьере режиссера, которые приятно пересмотреть на досуге.
"Завтрак у Тиффани" (Breakfast at Tiffany's), 1961
Сейчас этот фильм фактически возведен в культ: в массовом сознании персонажи романа Трумена Капоте выглядят как герои фильма Блейка Эдвардса, Нью-Йорк 1960-х ассоциируется с песней Генри Манчини "Moon River", а маленькое черное платье в стиле Холли Голайтли до сих пор в моде.
Этот фильм принес режиссеру огромный успех, и именно он первым приходит в голову при имени Эдвардса. Как и многие кинолегенды "Завтрак у Тиффани" - удачное стечение обстоятельств.
Выкупив права на экранизацию романа Капоте, студия Paramount сначала предложила фильм Джону Франкенхаймеру ("Манчжурский кандидат", 1962), а на роль Холли, по настоянию автора, пригласили Мэрилин Монро. Но, как это часто бывает, не сложилось. Ли Страсберг отговорил Мэрилин от этой роли, и продюсеры пригласили Одри Хепберн, та же, в свою очередь, настояла на более известном режиссере – Блейке Эдвардсе.
Образ Холли, созданный в фильме, - совместное детище режиссера и актрисы. Перед началом съемок Хепберн колебалась: "Холли - полная противоположность мне. Она пугает меня. По характеру она экстраверт, я же, напротив, интроверт". Хотя для нее это была далеко не первая роль, Одри говорила, что ей не хватало актерского опыта и техники: "Приходилось полностью полагаться на интуицию. Никто иной, как Блэйк Эдвардс, в конечном счете, убедил меня превратиться в Холли". Они репетировали каждую сцену, причем Эдвардсу пришлось "сразиться" с первым мужем Хепберн, Мелом Феррером, "помогавшим" жене с ролью. К слову за эту работу Хепберн получила 750 000 долларов, что сделало ее второй, после Лиз Тейлор в списке самых высокооплачиваемых актрис того времени.
Съемки начальной сцены фильма, где героиня в одиночестве завтракает у витрин магазина Tiffany, проходили буквально в авральном режиме и оказались очень сложными для Хепберн. Во-первых, нужно было поймать утреннее солнце, а, во-вторых, успеть до приезда Никиты Хрущева, который должен был появиться на Пятой авеню к 7.30 утра. Несмотря на ранний час, на улице собрались сотни зевак, это раздражало Хепберн, и она постоянно ошибалась, так что пришлось делать несколько дублей.
Чтобы держать съемочную группу в тонусе, Блэйк Эдвардс периодически делал актеров объектами различных розыгрышей. Шуточки эти были далеко не всегда безобидными. За страсть к черному юмору Одри Хепберн прозвала его "Блэки", писал Сэм Уоссон в книге "Пятая авеню, пять утра". В одной из самых сложных сцен – вечеринке в доме у Холли – он распорядился заменить лимонад на шампанское, подчеркнув при этом, что "опьянение следует играть с намерением казаться трезвыми".
"Дни вина и роз" (Days of Wine and Roses), 1962
После романтической комедии "Завтрак у Тиффани" Эдвардс взялся за драму. Эта лента стала одной из наиболее уважаемых критиками работ режиссера. А Генри Манчини и Джонни Мерсер за одноименную песню, ставшую саундтреком к фильму, были удостоены "Оскара". В центре сюжета молодая супружеская пара – их играют Джек Леммон и Ли Ремик – обычные, как сейчас говорится, представители среднего класса, постепенно спивающиеся вместе и утягивающие друг друга на дно жизни.
При этом многие отмечают, что "Дни вина и роз" не похож на фильм, снятый Эдвардсом, настолько он вышел холодным и мрачным. В начале 1960-х его имя еще не появлялось в заглавии фильмов и не ассоциировалось с комедийным жанром, он был так называемым наемным режиссером и менял жанры как "кинохамелеон". Эдвардс вспоминал: "Они (представители студии - прим. ред.) спросили Джека Леммона и Ли Ремик, кого бы они хотели видеть в качестве режиссера. Леммон предложил меня, потому что чувствовал, что для такого мрачного сценария нужен режиссер, который сможет добавить капельку юмора".
Джек Леммон был любимым актером Эдвардса, о чем он и сам не раз говорил. Но после этого они работали вместе еще лишь раз над комедией "Большие гонки" (1965).
"Розовая пантера" (The Pink Panther), 1963
Для современного зрителя Блейк Эдвардс - это в первую очередь его "подписные" фильмы о "Розовой пантере". Он был режиссером и сценаристом всех восьми лент. В 1963 году на экраны вышел первый из фильмов цикла, в котором незадачливый инспектор французской полиции Жак Клузо (его сыграл Питер Селлерс) расследовал таинственное похищение бриллианта "Розовая пантера".
Роль Клузо первоначально должна была достаться Питеру Устинову, но тот просто не появился на площадке в первый день съемок, и его было решено заменить Питером Селлерсом. При этом отношения режиссера и актера на съемках были напряженными. Эдвардс описывал Селлера как монстра: "Он просто надоел мне тем, что постоянно был раздражителен, угрюм и непрофессионален".
Всего через три месяца вышло продолжение приключений Клузо под названием "Выстрел в темноте" (это единственный фильм, в названии которого нет слова "пантера"). Со временем к персонажу Селлерса прилипло прозвище "Розовая пантера", что его оставили в названиях всех последующих фильмов.
Эдвардс как будто "застрял" на "Розовой пантере". После паузы в несколько лет, он вернулся к персонажу, сняв еще три фильма (с 1975 по 1978 годы). В 1982-м, уже после смерти Питера Селлерса, вышел "След Розовой Пантеры", который был смонтирован по большей части из неиспользованных эпизодов, отклонённых ранее, потому что они были признаны недостаточно смешными. Вдова Селлерса была настолько разгневана этим фильмом, что подала в суд на Эвардса. Тот же, напротив, был уверен в том, что этот фильм дань уважения актеру, но суд встал на сторону вдовы и обязал Эдвардса выплатить ей миллион долларов. В 1993 году вышел последний фильм франшизы, снятый самим Эдвардсом, – "Сын Розовой Пантеры", главную роль в котором сыграл Роберто Бениньи.
В 2006 и 2009-м инспектор Клузо вернулся на экраны в исполнении Стива Мартина, но успех обновленной версии был несравнимо ниже успеха оригинальных фильмов Эдвардса.
"Дорогая Лили" (Darling Lili), 1970
В 1969 году Эдвардс женился на актрисе Джули Эндрюс (для обоих это был второй брак). Своеобразным свадебным подарком режиссера стал новый фильм. В 1968 году он начал съемки ленты "Дорогая Лили" с Эндрюс в роли немецкой шпионки Лили Смит (Шмидт).
Из-за студенческих волнений, парализовавших Париж в мае 1968 года, съемки пришлось перенести в Брюссель, что потребовало дополнительных затрат. В общей сложности фильм обошелся в 25 миллионов долларов, но в прокате его ждал полный провал. Это была одна из самых крупных финансовых катастроф Голливуда. Потери были настолько высоки, что чуть не "похоронили" Paramount Pictures, и компания даже подала в суд на Эдвардса по обвинению в растрате. Тем не менее фильм был удостоен "Золотого глобуса" в номинации "Лучшая песня". После разразившегося скандала и последовавшей за этим депрессии Эдвардса, он вместе с женой переехал в Европу.
"Виктор/Виктория" (Victor Victoria), 1982
В последние годы Эдвардс по-прежнему не изменял жанру комедии. Наиболее успешной из поздних работ режиссера стал фильм "Виктор/Виктория" о певице Виктории, притворяющейся мужчиной. В новом сценическом амплуа – травести – ее ждет не только успех, но и любовь. Этот фильм принес Эдвардсу номинацию на "Оскар" за адаптированный сценарий (в 2004 году режиссер был удостоен почетной награды Американской киноакадемии).
Позже фильм был адаптирован для Бродвея, главную роль в постановке также исполнила Джули Эндрюс. За исполнение этой роли актриса была удостоена премии Тони, но отказалась от награды, так как, по ее мнению, комитет премии пренебрежительно отнесся к другим участникам постановки, особенно к ее мужу.