Наталия Григорьева
Заключительная часть трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене "Темный рыцарь: Возрождение легенды" выходит в российский прокат. Несмотря на то, что мировая премьера фильма была омрачена трагедией в американском штате Колорадо, где на показе киноленты были застрелены 12 человек, за первый уикенд картине удалось собрать в прокате более $260 млн. В главных ролях в фильме появляются как уже знакомые исполнители Кристиан Бэйл, Гэри Олдман, Морган Фримен и Майкл Кейн, так и "новички" Энн Хэтэуэй, Том Харди, Джозеф Гордон-Левитт и Марион Котийяр.
С выхода на экраны предыдущего "Темного рыцаря" прошло 4 года, тогда как в Готэм-сити минуло 8 лет. Миллиардер Брюс Уэйн (Бэйл), скрывающийся под маской Бэтмена, все это время провел в добровольно-принудительном изгнании в собственном особняке – главный защитник города превратился во врага народа, после того как взял на себя вину за смерть прокурора Харви Дента. Последний был негодяем, но благодаря введенном им закону преступники надежно упрятаны за решетку, в Готэме царит мир и покой – казалось бы, игра стоила свеч. О том, что на самом деле случилось в ту ночь 8 лет назад, знают лишь Уэйн, его верный слуга Альфред (Кейн) и детектив Гордон (Олдман), который все собирается рассказать горожанам правду, да не находит нужного момента.
И, пока Уэйн отращивает бороду, а Гордон мнет в руках признательное письмо, словно подтверждая поговорку "свято место пусто не бывает", на смену погибшим или заключенным в тюрьму преступникам приходят новые. Неизменная героиня истории о Бэтмене женщина-кошка, она же воровка Селина Кайл (Хэтэуэй) заявляет о себе громко: первым делом грабит непреступную крепость самого Брюса Уэйна. Но это цветочки по сравнению с бритоголовым качком в маске по имени Бейн (Харди), который всерьез вознамерился ввергнуть Готэм в анархию, а потом взорвать его ко всем чертям. И для начала, например, блокирует всех полицейских в лабиринтах канализации. Изменения в умах горожан происходят в мгновение ока, и вот они уже украдкой поглядывают в небо, то и дело повторяя: "Бэтмен должен вернуться". Он и возвращается.
Кристофер Нолан, посвятивший бэт-саге без малого 8 лет (первый фильм трилогии "Бэтмен: Начало" вышел в 2005 году), за это время умудрился сделать своего супергероя если не второстепенным, то уж точно не самым выдающимся персонажем. Про первый фильм уже мало кто что помнит, а вторая часть франшизы, закончившаяся весьма мрачно и бесперспективно, возвела на пьедестал антигероев. Джокер в исполнении Хита Леджера стал воплощением теории о привлекательности зла, тогда как Бэтмен потерялся за своей маской – человек-мышь, по-другому и не скажешь.
"Возрождение легенды" также начинается "за упокой". Не считая динамичного пролога, в котором Бэйн устраивает бойню на борту летящего самолета, первый час фильма целиком состоит из драматичных диалогов со слезами, признаниями, муками совести и конфликтом долга и чувства.
Это, честно признаться, утомительное зрелище тем не менее служит высокой цели и возносит нолановского Бэтмана над всеми прочими. Оказывается, Брюс Уэйн и без маски супергерой каких поискать. И пусть следующие два часа экранного времени его нещадно бьют, обворовывают и упекают в подземную тюрьму – зритель, верь, он не сдастся. И будет буквально грызть землю, чтобы в очередной раз спасти многострадальный Готэм, обитатели которого, напомним, отреклись без суда и следствия от своего вечного защитника. Костюм уже не несет в себе такого сакрального смысла: хоть сам герой и твердит, что анонимность – главная черта Бэтмена, практически все если еще не сразу в курсе, то так или иначе догадываются, кто скрывается под маской. Благородство Уэйна не только не меркнет на фоне суперспособностей Бэтмена, но и, напротив, выигрывает и является движущей силой.
Впрочем, не отказался режиссер и от красоты темной стороны силы. На смену Джокеру – персонажу сложному и трагическому, пришел классический суперзлодей Бейн, устрашающего вида разрушитель, все действия которого носят эпичный характер: от грандиозного захвата биржи до акции "оккупай Готэм" - безусловно, оммажа протестному движению, охватившему мир, существующему при этом не агитации ради, а для красоты кадра. Вообще в этом "Темном рыцаре" гораздо больше от комикса, зрелищного и фантастического: бэт-мобиль становится летающим аппаратом, уши женщины-кошки превращаются в защитные очки, а плащ Бэтмена развевается эффектнее некуда.
В свете недавних событий, а именно стрельбы, устроенной в кинотеатре человеком, назвавшим себя Джокером, невольно вспоминается, что премьеру предыдущей части также сопровождала трагедия – незадолго до выхода картины в прокат скоропостижно скончался Хит Леджер. Пока мир скорбел по умершему актеру, "Темный рыцарь", ставший фактически его последней киноработой, собрал внушительную кассу в полмиллиарда долларов и принес артисту посмертный "Оскар". Факт остается фактом: антиреклама не менее сильный двигатель торговли, чем привычный и продуманный PR, лучшее свидетельство чему – приведенные выше сборы нового фильма о Бэтмене за первый уикенд.
Но пока во всем мире в преддверии выхода на экраны "Темного рыцаря" усиливали меры безопасности в кинотеатрах, отменяли пресс-конференции, переснимали рекламные ролики, вставали перед началом сеанса для минуты молчания в память о погибших, Кристиан Бэйл без лишней шумихи съездил в больницу, где проходят лечение раненые в том самом кинотеатре в Колорадо. Ну чем не Бэтмен?