МОСКВА, 24 июл - РИА Новости. Тестирование радиотехнической системы сближения "Курс-НА" (НА - новая активная) идет в соответствии с программой, все возникающие вопросы решаются по мере поступления, сообщил РИА Новости заместитель генерального директора по качеству и обеспечению производственной деятельности ОАО "Научно-исследовательский институт точных приборов" (НИИ ТП, предприятие-разработчик системы "Курс-НА") Константин Егоров.
Как сообщалось ранее, в соответствии с программой работ на транспортном грузовом корабле "Прогресс М-15М" 24 июля были запланированы сближение и повторная стыковка транспортного грузового корабля с МКС с целью отработки перспективной системы сближения "Курс-НА". Процесс стыковки "Прогресса М-15М" на участке дальнего автономного сближения протекал штатно. Затем, в 4.22 мск, когда "Прогресс" находился на расстоянии 161 километра от станции, система управления движением "Курс-НА" корабля сформировала команду на запрет последующих операций, в связи с чем сближение было приостановлено.
"Начались летно-конструкторские испытания (системы "Курс-НА"), все идет в соответствии с программой. Идет нормальная техническая работа. Все вопросы, которые возникают, решаются по мере поступления", - сказал Егоров.
Ранее источник в ракетно-космической отрасли заявил РИА Новости, что ситуацию с тестовой попыткой стыковки "Прогресса" к МКС некорректно называть нештатной, так как в случае неудачи корабль может быть всегда снова пристыкован к станции с помощью имеющейся на "Прогрессе" и МКС основной системы "Курс", либо сведен с орбиты и затоплен.
Особенностью "Курса-НА" является почти полный отказ от аналоговой обработки сигнала и передача этой функции микропроцессорам. По сравнению с "Курсом-А" аппаратура "Курса-НА" весит в два раза меньше, а энергопотребление снижено в три раза.
На внешней поверхности грузового отсека "Прогресса М-15М" была установлена экспериментальная антенна АО-753А новой радиотехнической системы взаимных измерений параметров движения "Курс-НА", предназначенной для поиска, сближения и стыковки кораблей со станцией.
Эта система третьего поколения разработана в московском НИИ точных приборов и должна прийти на смену активной радиотехнической системе "Курс-А", часть аппаратуры которой еще с советских времен производится на Украине (киевский "Элмис"). К первому поколению относится система "Игла", применявшаяся в космосе в 1967-1990 годах, ко второму - система "Курс", работающая на орбите с 1986 года, сообщал ранее специализированный журнал "Новости космонавтики".
Оборудование для "Курса-НА" изготавливается полностью в России с использованием современной элементной базы. Работы по созданию аппаратуры для новой системы велись в НИИ ТП с 2003 года. Руководителем направления является Сергей Медведев.
Антенне АО-753А, представляющей собой малоэлементную антенную решетку с фазовым управлением, предстоит заменить сразу две антенны (2АО-ВКА и АКР-ВКА) системы "Курс-А". Ее производство организовано на Ижевском мотозаводе "Аксион-холдинг". В отличие от 2АО-ВКА новой антенне не требуется перевода в закрытое положение перед стыковкой, чтобы не повредить элементы конструкции станции.
Внутри "Прогресса М-15М" находится контейнер К1-753А с вычислительной аппаратурой системы "Курс-НА". После стыковки с МКС российские космонавты подключат его к системе управления движением и навигацией корабля.
После успешных испытаний "Курс-НА" будет устанавливаться как на грузовых "Прогрессах", так и на пилотируемых кораблях серии "Союз".