МОСКВА, 24 июл - РИА Новости. Ситуацию с первой тестовой попыткой повторной пристыковки к Международной космической станции (МКС) корабля "Прогресс М-15М" с помощью модернизированной системы сближения и стыковки "Курс-НА" некорректно называть нештатной, заявил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
"Российский ЦУП постоянно проводит апгрейд ряда систем космических кораблей, это нормальная практика. Иначе бы вообще не происходило движения вперед. Так же принято и в других областях - например, в IT. При этом никто не кричит на весь мир о неизбежных трудностях, произошедших в ходе скучных плановых испытаний очередной модернизированной версии процессора, например, для планшетника. Всех интересует конечный результат, поэтому разработчики космических систем тоже имеют право тестировать новые системы столько, сколько потребуется, и не оповещать о каждом своем шаге общественность. Главное требование - безопасность, и при тестировании "Курс-НА" (она) была соблюдена полностью: в случае неудачи корабль может быть всегда снова пристыкован к станции с помощью основной системы "Курс", - сказал собеседник агентства.
Как сообщалось ранее, в соответствии с программой работ на транспортном грузовом корабле "Прогресс М-15М" 24 июля были запланированы сближение и повторная стыковка транспортного грузового корабля с МКС с целью отработки перспективной системы сближения "Курс-НА".
Процесс стыковки "Прогресса М-15М" на участке дальнего автономного сближения протекал штатно. Затем, в 4.22 мск, когда "Прогресс" находился на расстоянии 161 километра от станции, система управления движением "Курс-НА" корабля сформировала команду на запрет последующих операций, в связи с чем сближение было приостановлено.
Новый "Курс"
Особенностью "Курса-НА" является почти полный отказ от аналоговой обработки сигнала и передача этой функции микропроцессорам. По сравнению с "Курсом-А" аппаратура "Курса-НА" весит в два раза меньше, а энергопотребление снижено в три раза.
На внешней поверхности грузового отсека "Прогресса М-15М" была установлена экспериментальная антенна АО-753А новой радиотехнической системы взаимных измерений параметров движения "Курс-НА", предназначенной для поиска, сближения и стыковки кораблей со станцией.
Эта система третьего поколения разработана в московском НИИ точных приборов и должна прийти на смену активной радиотехнической системе "Курс-А", часть аппаратуры которой еще с советских времен производится на Украине (киевский "Элмис"). К первому поколению относится система "Игла", применявшаяся в космосе в 1967-1990 годах, ко второму - система "Курс", работающая на орбите с 1986 года, сообщал ранее специализированный журнал "Новости космонавтики".
Оборудование для "Курса-НА" изготавливается полностью в России с использованием современной элементной базы. Работы по созданию аппаратуры для новой системы велись в НИИ ТП с 2003 года. Руководителем направления является Сергей Медведев.
Антенне АО-753А, представляющей собой малоэлементную антенную решетку с фазовым управлением, предстоит заменить сразу две антенны (2АО-ВКА и АКР-ВКА) системы "Курс-А". Ее производство организовано на Ижевском мотозаводе "Аксион-холдинг". В отличие от 2АО-ВКА новой антенне не требуется перевода в закрытое положение перед стыковкой, чтобы не повредить элементы конструкции станции.
Внутри "Прогресса М-15М" находится контейнер К1-753А с вычислительной аппаратурой системы "Курс-НА". После стыковки с МКС российские космонавты подключат его к системе управления движением и навигацией корабля.
После успешных испытаний "Курс-НА" будет устанавливаться как на "Прогрессах", так и на "Союзах".