Материал подготовлен проектом Туризм Группы сайтов РИА Новости >>
Всего полтора часа на автобусе из Праги - и вы в Кутной-Горе, средневековом городе, чье название в Старом Свете знал любой зашибающий звонкую монету. Такой финансовой славе город был обязан своим шахтам, где с конца XIII века добывалась добрая треть всего поставлявшегося на рынок Европы серебра, а также монетному двору, чеканившему пражские гроши, на протяжении почти 250 лет служившие одной из основных валют Центральной и Восточной Европы. Имея такой "фундамент", город просто не мог не процветать - он считался вторым после Праги в Чешском королевстве. Пока финансовое благополучие здешней знати неуклонно росло, шахтеры все глубже уходили под землю, в к ХV веку поставив мировой рекорд - одна из местных шахт достигла глубины 500 метров. Так глубоко в подноготную земли к тому моменту еще никто не забирался. Меж тем на поверхности одним за другим росли будущие памятники, которые много позже и обеспечили Кутна-Горе место в Списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Впрочем, не одна Москва не сразу строилась. Есть и в Кутна-Горе пример долгостроя, да еще какого - 517 лет местные творцы пестовали собор Святой Варвары, положив ему начало в 1388 году, а сдав в законченном виде в 1905-м. Причем это величественное сооружение было построено в большей степени на средства шахтеров, что подтверждает и скульптура шахтера в рабочей одежде на одной из колонн храма. Только за ее поисками не упустите из виду великолепные витражи, своды, скульптурные украшения органа да и внешний облик.
Будучи еще во младенчестве, собор стал свидетелем одного из первых кровавых столкновений гуситов с католиками и разорения города, не поддержавшего сторонников Реформации. Спустя 200 лет после окончания Гуситских войн храм был передан в ведение иезуитов - заочных оппонентов Яна Гуса, - а рядом с тогда еще только вчерне оконченным домом Божьим по проекту итальянского архитектора Орси было построено их общежитие, позже использовавшееся как школа. Созданная перед ним терраса была украшена 12 великолепными скульптурными группами святых.
Но пойдем по нисходящей, в ту землю, что питала всех здешних творцов, балуя их серебряными россыпями. Направляемся в мини-крепость Градек: в стародавние времена она находилась на отшибе Кутной-Горы, но с ее ростом влилась в городской "состав". Сейчас в ее стенах находится Музей серебра, и туристам показывают экспозиции, посвященные городу, горному делу и обработке белого металла. Кроме того, все желающие могут осмотреть штольни, в которых проходила добыча серебра. Причем для лучшего восприятия вначале предлагают переодеться в средневековую шахтерскую спецовку - перкитле. Здесь можно увидеть и механизм, который служил шахтерам в ХVI веке для транспортировки руды в плетеных корзинах. Тут-то впору вспомнить исследование словака Яна Кулиха, который подсчитал, что за 400 лет горной деятельности в кутнагорском шахтном районе было добыто около 2,5 тысячи тонн серебра и 100 тысяч тонн меди.
Проникшись тяготами подземного быта, непременно посетите экспозицию "Королевский шахтерский город Кутна-Гора - мещанский быт и культура XVII-XIX веков", которая представлена в Каменном доме - одной из красивейших и старейших городских построек, датированной концом XV века. "На фронтоне дома есть знак гончарного цеха, напоминающий, что здесь когда-то был гончарный рынок", - так писал о Каменном доме Кулих.
Впрочем, не одним антиреформаторским настроем и былыми залежами серебра известна Кутна-Гора, ныне довольно скромный по числу жителей городок, где осело довольно много цыган. Манит сюда туристов настоящее царство мертвых, обустроенное человеческими руками в часовне в одном из районов Кутной-Горы - Седлеце. Само это предместье старше города лет на 200 - в 1142 году здесь был основан цистерцианский монастырь. И ничем особенным он не выделялся, пока помянутый Данте в "Божественной комедии" король Пржемысл Оттокар II (да-да, он же приложил руку к созданию Ческе-Будеёвице) не послал настоятеля монастыря с дипмиссией на Святую землю. Легенда гласит, что звали того аббата то ли Генрихом, то ли Гейденрейхом, то ли Йиндржихом и что привез он с Голгофы (то ли в 1278 году, то ли несколькими годами позже) горсть земли, которую развеял над кладбищем при монастыре. Благие его намерения сослужили недурственную пиар-службу божьей обители: прознавший про благодатное место под боком люд - а родство земель было воспринято буквально, как распространение Святой земли и на Седлец, - немедля пожелал обрести именно здесь последнее пристанище. Ниточка за ниточку, крючок за крючок - слава этого места переросла границы тогдашнего Чешского королевства, превратив монастырь в экономический и культурный центр региона.
Кладбище росло в буквальном смысле не по дням, а по часам: только в 1318 году во время эпидемии чумы здесь похоронили около 30 тысяч человек. В начале ХIV века началось строительство костела Всех Святых, в подвале которого должны были храниться извлеченные из могил кости - дефицит мест на кладбище диктовал свои условия. Легенда, на которую ссылается Кулих, гласит, что в 1511 году работу по извлечению скелетов из могил доверили полуслепому монаху, которому и пришло в голову формировать из костей в усыпальнице своего рода пирамиды.
Свой нынешний вид костница приобрела только при Шварценбергах, выкупивших закрытый императором Иосифом II монастырь и перестроивших костехранилище. Автором всемирно известных украшений из человеческих костей стал резчик по дереву Франтишек Ринт. Его подпись и год, когда производились работы, - разумеется, тоже в костяном исполнении - можно увидеть справа от входа.
Есть тут и герб Шварценбергов, с отрубленной головой турка и вороном, которые дополнили фамильный знак после того, как Адольф из Шварценберга в 1598 году захватил венгерскую крепость Дьёр, тем самым на долгие годы подорвав гегемонию турок.
Как свидетельствуют документы, все кости мастер вначале дезинфицировал и отбеливал хлорной известью. Спускаясь в костехранилище, посетители видят по четырем углам четыре огромные пирамиды из черепов и костей, каждая в высоту более трех метров. В центре усыпальницы - четыре подсвечника более двух метров в высоту, украшенные 20 черепами и увенчанные фигурками ангелов. Меж подсвечниками висит на четырех цепях люстра, к которой тянутся 14 гирлянд из костей и черепов. По подсчетам ученых, всего в этом царстве смерти собраны останки 40 тысяч человек.
Увидеть красоту "драгоценной шкатулки Чешской земли", как давно уже называют Кутна-Гору, ежегодно приезжают многие тысячи туристов, однако городская администрация стремиться увеличить их число. С этой целью второй год подряд местные власти предлагают туристам "Серебряный ключ", отпирающий двери сразу восьми памятников города, причем на льготных условиях.
Пиар-директор одного из крупнейших туроператоров по Чехии "ДВМ-тур" Алена Ларина утверждает, что в мае-июне продажи таких единых билетов утроились в сравнении с прошлым годом. "Каждый желающий, заплатив 250 крон (чуть больше 10 евро) за единый билет, может побывать в храме Святой Варвары, Итальянском дворе, кафедральном соборе Девы Марии, Музее серебра и шахте, где его добывали, в Иезуитских палатах, Каменном доме, соборе Святого Яна Непомуцкого и галерее Центральной Чехии", - рассказала она.
Приобрести единый билет можно в информационных центрах Праги и Кутной-Горы, а также в Музее серебра, замке Качина, храме Святой Варвары, на главном железнодорожном вокзале и даже через сайт. Ларина добавила, что единый билет предоставляет скидки в некоторых кутнагорских ресторанах и отелях и действует на протяжении всего сезона.
В свою очередь учредитель туркомпании ForaFarm Travel, специализирующейся на турах для пожилых людей, Ольга Штауберг отметила популярность Кутна-Горы среди россиян. "Полюбоваться кутнагорскими историческими памятниками, посетить местные музеи и храмы хотят более 25% наших туристов. В среднем возим около тысячи туристов ежегодно. Охотнее всего в Чехию отправляются женщины и семейные пары", - отметила она, добавив, что городе, помимо предложенных по единому билету восьми исторических объектов, можно посмотреть немало других красот. Кроме того, интересно попасть на музыкальные концерты, проводимые в храме Святой Варвары, или на театрализованные фестивали и праздники, проходящие на городской площади.
Галина Жукова