Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Это похоже на сбор в России асов международной дипломатии, показывающих фигуры высшего пилотажа. Сначала встреча президента Владимира Путина со спецпосланником ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном; дальше Аннан летит в Пекин; а в среду – довольно неожиданный визит в Москву премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана. И во всех случаях речь о Сирии.
Все в открытую
Кофи Аннан в своей нынешней сирийской миссии взял за правило говорить на публику очень мало. Так было и в этот раз. Владимир Путин также не раскрывал подробности хода переговоров как таковых, заявив в их начале, что Россия сделает все для поддержки миссии Аннана.
Но то – детали переговоров, а о смысле усилий Москвы сказано в эти дни немало. Например, пресс-служба Кремля выпустила пресс-релиз накануне беседы президента с Аннаном. И еще – когда это было, чтобы пресс-конференции на достаточно высоком уровне устраивались не по итогам каких-либо переговоров, а до таковых?
Сергей Лавров собрал журналистов в понедельник именно перед своей встречей с Кофи Аннаном. И говорил, среди прочего, о том, что "нужны беспристрастные глаза и уши" в Сирии, чтобы мир понимал, что там происходит на самом деле. Говорил о событиях в деревне Тремса, где оппозиция и правительственные войска в очередной раз обвиняют друг друга в массовом убийстве.
Перед нами случай открытой дипломатии: Москва – за максимальную гласность происходящего, за вскрытие реальных фактов, старается сделать свои действия как можно более прозрачными и объяснимыми.
Если внимательно вчитаться во все, что сказал вчера Лавров, то можно реконструировать картину того, о чем шли переговоры в Москве. О том, например, что никакого тупика в сирийском урегулировании нет.
План Аннана (воздействие на стороны конфликта, переговоры власти с оппозицией, вывод тяжелых вооружений и войск обеих сторон из городов и проч.) вполне пригоден к выполнению, а других планов ни у кого нет.
Другое дело, что этот план многим не нравится, и его постоянно пытаются сорвать – но не в открытую. А, например, отказываясь исполнять взятые на себя обязательства принудить сирийскую оппозицию к миру.
А что в этом случае делать? Наблюдать за ходом войны? Здесь надо напомнить, что до Москвы Аннан побывал в Тегеране. Что само по себе уже событие.
Между Ираном и Саудовской Аравией
Ни для кого не секрет, что все происходящее на территории Сирии – это не только гражданская война, но и особая форма военных действий между Ираном и монархиями Персидского залива. Иранского союзника Башара Асада пытаются свергнуть, вооружая сирийскую оппозицию.
И вот – на упомянутой пресс-конференции Лаврова заходит разговор о том, как готовилась международная конференция по Сирии 30 июня в Женеве: "Мы считали, что Саудовская Аравия и Иран по понятным причинам имеют влияние на ситуацию… Но некоторые участники женевской встречи, в частности, американские коллеги и некоторые западноевропейцы, были категорически против участия Ирана и из-за этого в качестве "компенсации" не пригласили Саудовскую Аравию".
После Женевы Кофи Аннан направил свои усилия именно на эту ситуацию и поехал в Иран. Что характерно, в СМИ США или Европы информация о его деятельности в последние недели оказывается странно короткой, не считая регулярных стонов о "провале миссии Аннана". Но иранское агентство ИРНА по итогам его поездки в Тегеран кое-что все-таки сообщает, ссылаясь на выступление министра иностранных дел Али Акбара Салехи. Например, что Тегеран предлагает себя в качестве места проведения встреч разных оппозиционных групп Сирии, а потом и организовать их встречу с властями страны (Москва, кстати, готова сделать то же).
Более того, с точки зрения Тегерана, вся сирийская гражданская война может быть урегулирована при сотрудничестве Ирана, ООН и "нескольких региональных стран", и что "ситуация выглядит многообещающе".
Фактически беседы Кофи Аннана в Москве – продолжение того, что произошло в Тегеране. Москва и спецпредставитель ООН как бы говорят: если страны Запада загнали себя в Сирии в тупик, то войну можно прекратить и без них. Соблюдая при этом все формальности, включая голосование в Совете Безопасности ООН и многое другое.
Независимый Кофи Аннан
Сегодня Кофи Аннан ни от кого не зависит. Он был довольно независим и на посту Генерального секретаря ООН (и имел поэтому проблемы с администрацией Джорджа Буша), а сегодня и вовсе украшен всеми наградами и регалиями международного дипломата высокого уровня. Кроме честолюбия, им ничто не движет.
И как только Аннан начал разбираться в происходящем в Сирии, ему стало ясно то же, что и любому, кто всерьез изучает факты: есть пропагандистская картинка (свободолюбивый сирийский народ борется с жестоким диктатором), а есть реальность (инфильтрация боевиков в помощь местным оппозиционерам, при материальной и моральной поддержке извне, прежде всего из тех же стран Персидского залива).
Отсюда и решения, которые Аннан предлагает. Весьма точные и разумные. Другое дело, что он не считает нужным публично скандалить по этому поводу и обвинять США или страны Европы во лжи. Его дело – результат (прекращение гражданской войны), а не пропаганда.
Есть ли у Аннана шанс? Есть, потому что ситуация в Сирии и на Ближнем Востоке в целом загнала дипломатию Запада в тупик.
Тем временем на Ближнем Востоке появились новые игроки (монархии Залива), которые делают примерно то же, что раньше считалось монополией Запада – то есть меняют режимы. Они почти открыто заявляют: в Сирии – не мешайте нам, вы ведь против Ирана, вы ведь давно мечтали об уходе Башара Асада? Так мы им и противостоим. Не будете мешать – мы еще какое-то время не станем вытеснять вас из региона, который скоро весь станет наш.
И что с этим делать, если в США – выборы, а в ЕС – кризис? Вот ничего и не делают.
Конечно, это неприятно, когда монархии Залива перехватили у США и прочих "революционные" технологии, а к власти они приводят этими технологиями совсем не либеральных людей. Где-то у них получается, где-то – не очень, картина хаотичная.
Но вполне реальна ситуация, когда Европа или США ну хоть взглядом поблагодарят Кофи Аннана, Москву, Пекин, Тегеран и кого угодно, если тем удастся в Сирии приостановить сползание Ближнего Востока в полный хаос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции