Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
В заявлении белорусского КГБ о пресечении "шпионской деятельности" нет ни слова о плюшевых мишках, а без них сегодняшняя белорусская реальность – не реальность. И это было бы несомненным провалом, если бы каждый белорус и без прямого упоминания не догадался, о чем идет речь.
Белорусский КГБ с подобающим его истории суровой хмуростью заявил о раскрытии шпионского подполья. Резидент был задержан, разумеется, с поличным. Им по прихоти шпионской судьбы оказался бывший белорусский военнослужащий, переехавший в Литву, которая и снарядила его на подрывное возвращение.
Вместе с ним были пойманы сообщники, о которых в интервью Белорусской информационной компании "БелаПАН" рассказал и.о. начальника центра информации и общественных связей КГБ Белоруссии Артур Стрех: " во время проведения агентурной акции сотрудники КГБ задержали с поличным резидента военной разведки Литвы гражданина "Ф". Одновременно по факту передачи иностранной спецслужбе секретных сведений были задержаны лица, состоящие у него на агентурной связи". Рассказал он и о крыше, под которой работал руководитель сети: "от литовской военной разведки этим белорусом было получено задание на создание на территории Беларуси агентурной сети, способной осуществлять сбор сведений о функционировании Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны".
Конечно, если разведки никто не упраздняет, они работают, разведывают и создают агентурные сети. И вполне возможно, что литовские разведчики работают в Белоруссии, так же как белорусские в Литве.
Но, как не без улыбки вспоминают бывалые профессионалы, соответствующие контрразведки зачастую неплохо осведомлены о вражеских резидентах, и это часть правил игры, о которых, конечно, ни один центр общественных связей не рассказывает.
И если вдруг кто-то разоблачает подпольных исследователей белорусской системы ПВО, значит, именно здесь и сейчас для этих разоблачений имеются серьезные резоны.
То есть как раз те самые плюшевые мишки, которые 4 июля мягко приземлились в Белоруссии, держа в своих мохнатых лапах призывы в защиту свободы слова. Что задокументировано в видеосюжетах, и что белорусская власть опровергает, потому что в противном случае пришлось бы объяснять белорусским гражданам, как отнюдь не игрушечные самолеты просочились там, где, как утверждается, белорусская ПВО отследит и комара.
Шпиономания для того и придумана, чтобы на все тревожные вопросы обывателя – даже если он ни о чем не спрашивает – были готовы правильные ответы. То есть настоящая шпиономания должна быть простой и доходчивой, как антиимпериалистический лозунг, и, стало быть, все в ней должно сходиться.
А тут еще на просторах Сети стали появляться фотографии подрывных медвежат, и за публикацию фотографий того, чего, по уверениям белорусской власти, не могло быть, был задержан редактор сайта Belarussian News Photos Антон Суряпин.
А поскольку его официально подозревают в "пособничестве незаконному пересечению границы", границу все-таки что-то пересекало, это и как-то надо увязывать с тем, что утверждалось прежде: якобы фотографии и игрушки – фальшивка и циничный фотошоп.
Шпиономания, в которой все должно сходиться, особенно хороша тем, что разоблачение в ней обычно неотделимо от саморазоблачения. Все ведь и в самом деле сходится. Например, то, что лучшим способом уесть режим, подобный белорусскому, является веселый политический хэппенинг.
После избиения оппозиции в честь президентских выборов 19 декабря 2010 года на воле остались лишь те, кто уже ни о каких серьезных акциях и не помышлял. Они просто зажигали – устраивали флэшмобы, ни с того ни с сего вдруг оглашали минские улицы бурными и продолжительными аплодисментами. Они будто бы ехидно спрашивали режим, как он собирается бороться с тем, что никому в здравом уме не придет в голову запретить.
Режим думал недолго: он просто начал хватать аплодирующих, потом тех, кто хохотал, глядя на это, потом тех, кто просто находился рядом, и в итоге всех отпускал.
Свободы слова от этого больше не становилось, как не выходили на свободу политзаключенные, но это ведь тоже удовольствие чистое и глубокое – заставить режим выглядеть смешнее андерсеновского короля?
Идеальная биография резидента
О своем авторстве идеи заявило шведское рекламное агентство Studio Total, и мишки были шведскими, и, как утверждается, шведскими были самолеты. Но вот взлетали они, как рассказали шведским СМИ пилоты, и садились после рейда, в соседней с Белоруссией Литве. Литовские военные, впрочем, утверждают, что не зафиксировали нелегального пересечения шведским легкомоторным самолетом.
Но тем не менее это – тоже род аллегории, о которой шведы, конечно, могли и не задумываться.
Литва для многих белорусов уже давно стала запасным аэродромом, благо и без самолета до границы этого недостижимого Евросоюза из Минска на машине меньше двух часов. В Литву уезжают бизнесмены, там издаются оппозиционные газеты, регистрируются независимые исследовательские центры.
А теперь с этого запасного аэродрома полетели плюшевые борцы за свободу слова. Словом, биография у резидента выглядит для описываемого случая воистину идеальной: бывший белорусский военнослужащий, переехавший в Литву, завербованный литовской разведкой для исследования белорусской системы ПВО…
Все сходится: и Литва, и ПВО, и предательство, готовность к которому только и может толкнуть человека на эмиграцию в Литву. Может быть, через некоторое время белорусскому телезрителю даже покажут человека, похожего на литовского резидента, и он наверняка будет просить у своего народа прощения, и никто не поверит, но в таких сюжетах и в таких режимах никто веры и не требует.
Это вообще почти смешная история про то, как режим, подобный белорусскому, на живую нитку латающий дыры в собственных версиях, боится за репутацию своего ПВО, но совершенно не боится выглядеть смешно, и это, видимо, для таких режимов очень органично.
Только вот Антону Суряпину на 10 дней продлевают срок содержания под стражей, потому что власть еще не поняла, что официально считать правдой, а что – фотошопом. И возможно, именно он, а не резидент, которого пока никто не видел, будет отвечать за то, что ничего не сходится.
Мнение автора может не свпадать с позицией редакции