Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Они уже превратились во что-то вроде ежегодной июльской сенсации, эти дипломатические выяснения отношений Китая и США на Асеановском региональном форуме по безопасности (АРФ). Так это было и сегодня в камбоджийской столице Пномпене. Но в этот раз мероприятие АСЕАН в целом показало нечто более интересное. А именно, тот факт, что пока судьба европейского проекта и европейской интеграции – под большим вопросом (финансовым, и не только), азиатская интеграция, в частности, та, которой занята АСЕАН, идет успешно. И полезно знать, почему. Особенно с учетом того, что не с ЕС, а именно с АСЕАН Россией, Китаем и другими была буквально скопирована Шанхайская организация сотрудничества.
Путь в 2015-й год
АРФ – обмен мнениями министров иностранных дел ключевых стран Тихоокеанского бассейна. Но АРФ – лишь завершающее мероприятие того, что называется "асеановская неделя". Она началась в воскресенье со встречи "для своих" – никаких китайцев, никаких американцев, только десять министров иностранных дел стран Юго-Восточной Азии.
Эта ежегодная встреча нужна для того, чтобы ЮВА согласовывала между собой то, в чем едины все десять, от Лаоса и Камбоджи до Индонезии и Филиппин. А потом уже имела разговор с прочими.
Так вот, в начале недели в Пномпене было обсуждено несколько очередных шагов к превращению Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в "общий рынок" к 2015 году. Это множество мелких решений, которые можно посмотреть на сайте АСЕАН, причем принимаются они на разных встречах весь год, а на таких, итоговых, лишь обобщаются. Это – из серии незаметных событий. Но обычно незаметные вещи – те самые, которые оказываются самыми важными и интересными.
Кто лучше
И что же в нашем мире получается – причем получается, как уже сказано, незаметно? А вот что.
В последние года два-три каждый саммит Евросоюза – буквально на грани катастрофы: найдутся ли пути к спасению евро, сохранится ли еврозона, в чем теперь смысл европейской интеграции? А саммиты (и, как сейчас, министерские встречи) АСЕАН – оттуда никаких громких новостей, все происходит тихо, и не сразу заметишь: а ведь там никакой катастрофы, вопрос только в одном, насколько быстро двигаться к интеграции.
Кризис вроде как всемирный, но одних он ставит на грань краха, другим лишь замедляет темпы движения вперед. Чем же Азия, точнее ее часть южнее Китая и восточнее Индии, отличается от Европы?
"Общий рынок" АСЕАН – это как в Европе, свободное движение товаров, услуг, финансов и "талантов". Это та точка, где Европа была до введения евро. Но уже само движение к этой точке дает хорошие результаты. Из всего объема внешней торговли АСЕАН (а это 2,1 триллиона долларов) сегодня четверть приходится на торговлю членов ассоциации друг с другом. А в 1992 году, когда начинали процесс, была не четверть, а менее 10%, то есть 44,2 миллиарда.
Что интересно: именно Юго-Восточная Азия считается образцом и эпицентром интеграции во всем Тихоокеанском регионе. То есть – в АТЭС, который уже напрямую относится к российским приоритетам, даже если бы не было форума и саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре.
"Эпицентр" – это, кроме прочего, место, куда идут деньги, убегая от кризиса. Доля АСЕАН в мировых прямых иностранных инвестициях в кризисном 2008-м была 2,8%, сейчас 4% (75,8 миллиарда долларов). Наконец, в кризисные годы экономика АСЕАН в целом росла на 5% в год, в 2012-м цифра эта, видимо, сохранится.
Опыт АСЕАН изучается внимательно, в России и не только. На выездном заседании Давосского форума (в Бангкоке) гендиректор Всемирной торговой организации Паскаль Лами заявил недавно, что регион АСЕАН – "несущая конструкция мировой экономики". Аналитики Гонконг-Шанхайского банка называют этот регион "скрытым драгоценным камнем" для инвесторов в наши сложные дни.
Так что вопрос о том, у кого лучше получилось – у ЕС или АСЕАН – уже не стоит. Вопрос в том, почему АСЕАН лучше.
Главное – уважение и неспешность
Дискуссии по этому поводу ведутся – активнее некуда, причем сами асеановцы, как водится, собой недовольны, а, скажем, европейцы бьют себя в грудь, говорят, что допустили ошибки… Но среди многочисленных рецептов успеха АСЕАН обязательно называют принцип уважения суверенитета и невмешательство во внутренние дела. (Тот самый, который и был использован в ШОС как ключевой).
АСЕАН может учить своих членов, как им жить. Но за закрытыми дверями, и никогда не давит, и не вводит никаких санкций. Каждый живет и интегрируется как может. Ассоциация, как эскадра, в своих планах интеграции и не только в них идет "по самому медленному кораблю". И оказывается, что так быстрее. Кстати, суверенитет – это еще и национальные валюты. Планы перехода на единую валюту в АСЕАН обсуждались, но не принимались всерьез. Потому что некоторые боятся.
Откуда взялась эта неспешная мудрость – из "Рамаяны" и Конфуция? Нет, из того простого факта, что 10 стран АСЕАН настолько разные, ничего похожего на изначально единую Европу, что с самого начала без консенсуса и уважения к особенностям друг друга было никак.
Антикоммунистический Сингапур и не так давно коммунистический Лаос, или – если говорить о деньгах – процветающая Малайзия и нищая Камбоджа… И все в одном регионе.
То есть дело еще и в политике. Которая, кстати, ярко проявилась на сегодняшней сессии АРФ. Включая политику внешнюю.
Слабость и сила
Два ключевых сюжета на АРФ имели прямое отношение к новой политике США (перенос активности в Восточную Азию с Ближнего Востока). Точнее, к тому, как АСЕАН эту политику корректирует.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон напомнила на АРФ, что Америка впервые за десятилетия отправляет посла в столицу Бирмы (Мьянмы). И снимет с этой страны часть санкций (президент Барак Обама объявил об этом, как бы случайно, именно в четверг), и познакомит в пятницу ее президента группой американских бизнесменов. Чья это победа – США? Нет, АСЕАН, которая несколько лет тихо давила военные власти Бирмы, призывая их к реформам, но при этом заявляя, что ни к каким санкциям не присоединится. В итоге Бирма начала реформы, станет председателем АСЕАН на следующий год… Кстати, эта страна – один из рекордсменов экономического развития. Так что все очень удачно, в том числе для "общего рынка" АСЕАН.
Второй сюжет – филиппинский. Филиппины – особая страна в АСЕАН, считающая себя скорее "почти Америкой", чем частью Азии. Но в этом году, судя по отголоскам в СМИ, филиппинцев долго "уговаривали" их коллеги по АСЕАН: не надо провоцировать территориальный конфликт с Китаем из-за островов Южно-Китайского моря. Повысить в ЮВА роль США, сбалансировать влияние Китая – это мы за, а вот провокации с целью вовлечь в конфликт Америку – это мы против. Обработка продолжается… Филиппинцы не очень-то хотят оставаться в стороне от процветания, поэтому иногда поддаются. На АРФ никаких скандалов не устраивали.
Да, сами эксперты ЮВА жалуются на "слабость" АСЕАН, говорят, что различия между проамериканскими и самостоятельными членами "десятки" слишком велики… Напоминают о недавней почти войне между двумя членами ассоциации, соседями – Камбоджей и Таиландом, которую дипломатия АСЕАН пыталась урегулировать, но на самом деле конфликт был снят только когда выборы убрали от власти его инициатора, то есть правительство "лондонского тайца" Абхисита Веджадживы.
В общем, АСЕАН с его любовью к согласию много чего не может. Но в итоге оказывается, что слабость группировки оборачивается силой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции