Автор: Елена Косова
Игрушки - почти ровесники человечества. Первыми из костей и камня их начали делать еше первобытные люди: археологи на раскопках до сих пор натыкаются на различные фигурки, напоминающие то ли людей, то ли животных. Впрочем, многие ученые считают, что это и не игрушки вовсе, а предметы религиозного культа. Доподлинно известно лишь одно: первой игрушкой ребенка во все времена и у всех народов была погремушка.
Шаркунок, пеленашка и кукла-дорожница
В Музее русской игрушки, в Измайловском кремле, экспонатов много, а вот погремушка, которую держал в руках древнерусский младенец - только одна.
"Она называется "шаркунок". Ее плели из бересты, внутри погремушки находились либо высушенные горошины, либо яблочные семечки, - поясняет экскурсовод Музея русской игрушки Светлана Колосова. - Шаркунок давали ребенку уже после его рождения. Но была одна кукла, которую крестьянки делали еще до появления младенца на свет".
Это была кукла-пеленашка, которую изготавливали из кусочков одежды матери или бабушки. Резать материю запрещалось, ее рвали, поэтому такие куклы еще иногда называли "рванками". Пеленашку клали в люльку, чтобы она "согревала" ее для будущего младенца.
"Так же считалось, что пеленашка помогает женщине при родах. А вообще, основное предназначение этой куколки - беречь, охранять от всяческих напастей род. То есть, обеспечивать родовую защиту", - говорит Светлана Колосова.
Пеленашка - скорее "игрушка для взрослых", потому что это - кукла-оберег.
Интересен тот факт, что изначально не только у славян, но и у многих других народов куклы создавались в первую очередь для взрослых - а только потом уже для детей.
Оберегов в крестьянской избе было много. Кукла-зерновушка отвечала за урожай пшеницы и охраняла от гнили зерно. Кукла-десятиручка была в помощь молодой хозяйке. Крохотная кукла-дорожница оберегала странника в пути.
"Конечно же, куклы-обереги были связаны с религиозными верованиями той поры. Кстати, у них не было глаз. Считалось, что если такой кукле сделать глаза, то это уже не оберег, в нее может вселиться злой дух, она может "подсмотреть" лишнее. Со временем кукла все же из предмета культа превратилась в обычную игрушку для ребенка", - рассказывает Светлана Колосова.
Стригушки, Полкан-богатырь и дымковские кавалеры
Сначала игрушки делали из соломы, они назывались "стригушками". Стригушки были и простейшие из дерева, были и более сложные, тряпичные.
В ХI веке на Руси появляется первый гончарный круг. С возникновением гончарного ремесла для детей стали лепить игрушки-свистульки из глины. Конечно, поначалу на их изготовление шли отходы от основного производства: оставалась у гончара глина от горшка - она и шла в дело на радость детворе.
Отдельные промыслы глиняной игрушки возникли позже. И теперь всем хорошо известны филимоновская, плешковская, каргапольская, дымковская глиняная игрушка.
"Все они хоть и сделаны из одного материала, но на самом деле разные, их легко отличить по манере лепки и росписи. К примеру, филимоновская игрушка всегда в тонкую полоску, плешковская, напротив, монохромная, ее не раскрашивают. У каргапольской тоже свои цвета и есть свой главный персонаж - Полкан-богатырь. Да и дымковские яркие бравые кавалеры и румяные барыни всегда узнаваемы", - рассказывает Светлана Колосова.
Как Фукуруму превратился в Матрёну
В богатых домах имелись и глиняные свистульки, и игрушки из более дорогого материала. Например, куклы из фарфора: красивые купеческие девушки, гренадеры и даже императрицы. Правда, в такие куклы обеспеченные ребятишки не играли, а только любовались ими. Игрушки эти так и назывались - "куклы на любование".
"Конечно, фарфоровые красавицы появились в России уже ближе к XIX веку. В конце этого же столетия к нам завезли и прообраз игрушки, которая сегодня по количеству экспонатов в нашем музее бьет рекорды. Я имею в виду матрешку", - говорит экскурсовод Музея русской игрушки Светлана Колосова.
Ее давно принято считать одним из символов России, однако корни у этой игрушки, превратившейся в сувенир, - иноземные.
По одной из самых распространенных версий, прообраз матрешки - фигурку буддийского мудреца Фукуруму - кто-то привез в московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" известного промышленника и мецената Мамонтова.
"Откуда привезли Фукуруму сказать сложно, может, из Японии, может, из Франции. Но все источники сходятся в одном, что фигурка этого мудреца, в которую, как оказалось, было спрятано еще несколько более мелких Фукуруму, и вдохновила токаря Звездочкина на создание будущей матрешки. Расписал игрушку художник Малютин", - рассказывает о "родословной" матрешки Светлана Колосова.
Из лысого старичка с вытянутой от вечных раздумий над буддистскими притчами головой, деревянная фигурка трансформировалась в крестьянскую девушку. Вскоре к ней как-то само по себе "приросло" распространенное тогда женское имя Матрёна, которое потом преобразовалось в Матрешку.
Первая матрешка состояла из восьми кукол, причем, это были и девушки, и юноши.
Но самая отличительная черта первых матрешек заключалась в росписи. Они непременно что-нибудь держали в руках: черного петуха, серп, метлу.
"В 1900 году матрешку повезли в Париж на Международную выставку кустарных ремесел. Она завоевала там медаль, ее запомнили, и уже через четыре года столица Франции сделала большой заказ на эту игрушку", - говорит Светлана Колосова.
К этому времени матрешки уже изготавливали в мастерских Сергиева Посада.
"Кузнецы", "щучка" и шарик на ниточке
Неподалеку от Сергиева Посада находится село Богородское, где еще в XVII веке стали делать деревянные подвижные игрушки. Символом промысла, зародившегося под влиянием Троице-Сергиева монастыря, в то время известного центра художественных ремесел, стали мужик и медведь, знаменитые "Кузнецы". Теперь они даже украшают герб села.
Богородская художественная резьба по дереву узнаваема сразу, поскольку мастера при работе над игрушкой используют так называемый "богородский нож" - "щучку".
Но прежде всего богородская игрушка - это игрушка-маятник, где в качестве баланса выступает обычный шарик на ниточке.
Самая известная игрушка-маятник - клююшие курочки на подставке. Когда-то они даже были любимыми игрушками маленьких Пушкина, и Лермонтова. Впрочем, и обычных детей богородские игрушки исправно радуют и по сей день.