Москва делает успехи в области развития имиджа крупного туристического центра и привлечения иностранных гостей, свидетельствуют эксперты, чиновники и представители турбизнеса. Об этом говорят и растущие потоки приезжающих в столицу путешественников. В Москве стало больше ярких и интересных событий. Тем не менее до уровня Парижа, Лондона, Нью-Йорка и других туристических мегацентров российской столице еще очень далеко.
Ставка на события
Иностранцы стали чаще приезжать в Москву: только за первый квартал 2012 года их число увеличилось на 21%, в то время как за весь 2011 год турпоток в Первопрестольную вырос на 12% и составил около 4,5 миллиона человек.
"Судя по динамике, в этом году будет заметный прирост зарубежных туристов, приехавших в столицу", - сказал в интервью РИА Новости вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Несмотря на то что львиная доля в столичном турпотоке - на самом деле гастарбайтеры из стран СНГ и бизнес-туристы, эксперты уверены, что туристическая Москва уже не та, что она представляла собой еще пару лет назад. Что же изменилось?
Отвечая на этот вопрос, представители туротрасли говорят прежде всего о сдвигах в позиционировании столицы на рынке и появлении большого количества событийных мероприятий, будь то празднование Масленицы, встреча Нового года или фестивали национальных культур. Так, недавно прошедший в "Коломенском" фестиваль исторических реконструкций "Времена и эпохи. Московское царство" привлек рекордное количество гостей - около 200 тысяч человек.
С помощью подобных мероприятий руководитель московского департамента по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько надеется со временем подтянуть Златоглавую до уровня карнавалов в Рио-де-Жанейро и Венеции.
Но если, например, пивной фестиваль Октоберфест в относительно небольшом Мюнхене и те же карнавалы в Италии и Бразилии собирают миллионы туристов со всего мира, то московские мероприятия при любом уровне экзотики остаются пока зрелищем, предназначенным в первую очередь для самих москвичей.
Иностранных туристов в Москве все еще мало. Причины известны: дорогие авиабилеты, неразвитость инфраструктуры, пробки, негативный имидж столицы.
"Если из центра точно вынесут законодательную власть…"
Тем не менее кое-какие сдвиги в решении хотя бы части этих проблем действительно наметились. Если о текущих, то, например, в ближайшее время столичные власти планируют запустить экскурсии на двухэтажных автобусах с аудиогидами на восьми языках. Автобусы уже закуплены и будут курсировать по нескольким маршрутам. Ранее подобные автобусы были исключительно прерогативой Санкт-Петербурга.
"Такие автобусы - один из унифицированных и апробированных на международном рынке признаков туристского города", - говорит Барзыкин. Он отмечает, что еще одним из таких признаков станет появление в Москве универсальных карточек туриста. Карточки будут действовать на проход в музеи, проезд на общественном транспорте и давать скидки на посещение ряда ресторанов и магазинов. Кроме того, в городе идет работа над созданием информационно-туристических центров. Первый из них планируют открыть до конца года в Государственном историческом музее. Появятся в Москве и новые экскурсионные маршруты, частично проходящие на автобусах, частично на речном транспорте.
"Пусть это не глобальные изменения, но в комплексе они дают импульс к развитию", - считает Барзыкин.
Если говорить о более насущных вещах, то есть изменения, например, на гостиничном фронте. Эксперты отмечают, в течение последних двух лет произошел бум на рынке хостелов. Сейчас в Москве около 70 хостелов, подавляющее большинство расположено в пределах Садового кольца, рассказал РИА Новости управляющий партнер сети хостелов Bear Hostels Даниил Мишин. Проживание в московском хостеле обходится от 350 рублей в сутки.
Тем не менее столичные власти обеспокоены, что при росте привлекательности Москвы среди туристов может образоваться дефицит мест в гостиницах. Как таковой этот дефицит есть и сейчас, если говорить о туристах со средним доходом, которые хотят пожить в комфортных условиях, но при этом сэкономить.
"Самым большим спросом пользуются классические отели, но туристы хотят, чтобы они были недорогими, что в текущих экономических условиях, ценах на аренду недвижимости в Москве пока невозможно", - признает Мишин.
В пользу столичного туризма должно сыграть расширение границ Москвы. Пока что сложно поверить, что в Москве будет меньше пробок и туристы смогут спокойно гулять по ставшему тихим и комфортным историческому центру. Но у столичных властей есть идея о возвращении части административных зданий исторических функций и передаче их под гостиницы и жилье.
"Расширение Москвы принесет пользу туризму, если из центра точно вынесут законодательную власть, правительство, уберут из Кремля президента и откроют не 10% Кремля, а все 100 со всеми залами, музеями, мемориальными квартирами", - считает директор специализирующейся на внутреннем туризме компании "Русский Ренессанс" Дмитрий Горев.
"Боюсь, что я потеряюсь в Москве сразу же, как только выйду из самолета"
Москва и Россия в целом, несмотря на проблемы с доступностью для туристов, - мечта для многих иностранцев, объехавших полмира, но не решающихся или не имеющих возможности добраться до российской столицы.
Иногда присутствуют оба фактора. Однажды в Австрии я случайно познакомилась с жителем из маленькой деревушки Тироля Герхардом, презирающим гонку современных людей за материальными благами и социальными статусами и живущим небольшими временными заработками, расходуемыми в основном на путешествия. К Москве и к России у Герхарда сильный интерес, но страх заблудиться в ней еще сильнее.
"Боюсь, что я потеряюсь в Москве сразу же, как только выйду из самолета, это пугает больше всего, указатели непонятные, я не говорю по-русски, и таксисты могут ограбить", - так Герхард, привыкший использовать в своих путешествиях в качестве главного средства передвижения арендованный или взятый напрокат у друзей велосипед, представляет свой приезд в Москву.
"Отсутствие информации и негатив о стране в целом, мифологизация Москвы: все очень дорого, опасно, все москвичи - сволочи, - это то, что мешает стать Москве центром туристического притяжения", - считает Горев.
Президент "Тройки Диалог" в своей статье в журнале Urban Agenda пишет: "Интересно, что сегодня в Москве проживает не меньше иностранцев, чем в Лондоне, Нью-Йорке или Амстердаме. Притом что здесь всегда было достаточно безопасно для приезжающих, все они отмечают: наш город не приспособлен для тех, кто не говорит по-русски. Здесь они ощущают себя чужаками".
Понятно, что сделать Москву гостеприимным городом в одночасье невозможно, но изменить представление о ней в глазах приезжающих и потенциальных туристов - задача реальная, считают туристические власти. "Главную роль в привлечении туристов сейчас играет продвижение, избавление от негативного имиджа о том, что город недоступен, опасный и не очень гостеприимный", - заявил в интервью РИА Новости Сергей Шпилько.
"В последние пару лет появились однозначные изменения в области туристического маркетинга, намного больше делается для того, чтобы город стал известным", - считает Мишин. Барзыкин отмечает, что на рынке с недавнего времени действуют сформированные турпродукты, на которые есть спрос.
Тем не менее представители турбизнеса отмечают, что у Москвы должен быть более четкий бренд, чем "столица России", чтобы турист мог четко ответить себе на вопрос: "Зачем я еду?".
"Санкт-Петербург, например, культурная столица, Казань - спортивная, Великий Устюг - родина Деда Мороза, а Москва?" - задается вопросом Горев.
Интересно, что иностранные туристы в первую очередь интересуются в Москве архитектурным наследием "тяжелого советского прошлого", замечает зампредседателя столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству Георгий Мохов.
Бег на месте или движение вперед?
Согласно рейтингу японского фонда Мори Global Power City Index (2011), из 35 городов мира Москва - на 33-м месте по привлекательности для туристов. Этот негативный фактор, вероятно, наряду с другими позитивными - одна из причин огромного потенциала туристического роста Москвы и России в целом, так как есть куда расти. По данным исследования компании Euromonitor International, качественные изменения в существующей инфраструктуре России помогут к 2016 году привлечь в два раза больше средств, которые иностранные туристы тратят в стране.
То, что Москва собирается делать в области туризма, подробно описано в городской программе "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы". В частности, власти планируют к 2016 году увеличить долю благоустроенных территорий парков и парковых зон, бульваров и скверов на 75% по сравнению с 2011 годом, количество номеров в гостиницах и других средствах размещения должно увеличиться с 37,5 до 51,7 тысячи, число иностранных туристов в Москве к 2016 году, согласно программе, составит около 7 миллионов человек.
В 2012 году на раскрутку туристической сферы Москва направила 349 миллионов рублей. По словам Шпилько, этих средств достаточно "на развитие туризма в Москве, а также инструментов для его продвижения".
Несмотря на существующие проблемы, эксперты и представители турбизнеса уверены, что у Москвы есть шансы стать местом, привлекательным для туристов. "Верю, что это так и будет", - говорит Горев, перечисляя с десяток условий наступления звездного часа. Среди них, кроме открытия Кремля и создания четкого бренда, постройка двух-трехзвездочных гостиниц и раскрутка событийных туров.
"В последнее время количество операторов, желающих работать на московском рынке, растет. Если бизнес повернулся в эту сторону, значит, это выгодно и движение в развитии туризма носит не только декларационный характер. Теперь надо работать на развитие туристской инфраструктуры и смягчения визового режима", - говорит Барзыкин.
Марина Селина, РИА Новости