ТОМСК, 11 июл – РИА Новости, Элеонора Черная. Утро понедельника житель Томска Андрей Моторыкин провел, как и планировал с вечера: проснулся в 8.00, позавтракал вместе с невестой Ольгой, вызвал такси, чтобы уехать в аэропорт. Пока ждал машину, 24-летний геофизик проверил билет: "Рейс Томск-Сургут, самолет Ан-24, 11 июля 2011 года, вылет в 10.10 местного времени". Всего через несколько часов после этого Андрей помогал спасателям эвакуировать людей из разбившегося самолета, за что был удостоен медали "За спасение погибавших". Для семерых пассажиров этот рейс стал последним.
ПРЕДВЕСТНИКОВ БЕДЫ НЕ БЫЛО
Ан-24, летевший по маршруту Томск-Сургут, 11 июля 2011 года совершил вынужденную посадку на реке Обь в 25 километрах от Стрежевого, расположенного на севере Томской области. По предварительным данным, на расстоянии 63 километров от Нижневартовска экипаж доложил диспетчерским службам о пожаре в левом двигателе и принял решение о вынужденной посадке вне аэродрома. На борту находились 37 человек, в том числе четыре члена экипажа, погибли семеро.
Спустя год после трагедии Андрей помнит все подробности произошедшего. Молодой специалист ОАО "Сургутнефтегаз", летевший на Ан-24 в очередную командировку, признается, что предчувствия катастрофы у него не было.
"Все шло, как обычно: обычная командировка, обычный рейс. Когда мы подъезжали к самолету на автобусе, нас долго не выпускали из-за того, что специалисты что-то делали с крылом Ан-24. Но это ведь обычный технический момент. Разве может он насторожить? Нет, не было ни предвестников, ни предчувствия катастрофы", - рассказывает он.
СЧАСТЛИВОЕ МЕСТО
Андрею досталось место 2Г – то, что в первом ряду сразу за кабиной пилотов, справа у окна. Разговаривать было не с кем, соседское кресло пустовало, поэтому почти сразу после взлета мужчина задремал.
Разбудила его бортпроводница Виктория Новак. Когда отключился левый двигатель, женщина села рядом, сообщила, что самолет летит в Нижневартовск и будет приземляться на одном двигателе. Через несколько минут двигатель загорелся, и стало ясно, что Ан-24 падает.
"Я смотрел в иллюминатор на приближающийся лес, надеялся, что сможем спланировать. В последний момент пилоты увидели слева реку Объ, и резко повернули к воде. Паники в момент падения не было, пассажиры сидели на своих местах. Вика кричала, что нам делать: наклониться, приготовиться к удару, повторяла расположение эвакуационных выходов. Через мгновение мы почувствовали сильный удар - самолет приводнился. Нам повезло, что пилоты нашли реку вовремя. Если бы сели на елки, вряд ли бы кто-то выжил. Так пилоты говорили", - вспоминает Моторыкин.
Сразу после удара Андрею удалось оценить масштабы бедствия: оказалось, что пассажиры первых трех рядов почти не пострадали, но у других дела обстояли хуже.
"Самолет "брюхом прополз" по дну реки, ударился об какую-то косу, у него отвалился хвост. Глубина реки на этом участке Оби небольшая – где-то 1,5-2 метра. Но этого было достаточно, чтобы вода сразу пошла по салону. Я огляделся: первые три ряда целы, а дальше сильно просел потолок, поэтому почти все, кто там сидел, получили травмы. Мы бросились открывать ближайший эвакуационный выход. Не получилось. А вода все прибывала, уже по колено набралось. Начиналась паника. Пилотам удалось открыть у себя в кабине что-то вроде люка, через который начали выводить людей. Я передал пилотам мальчика, сидевшего на соседнем ряду слева. Он летел с мамой и бабушкой. Никто из них, к счастью, не пострадал. Женщины вышли сразу за мальчишкой. Тут началась давка и мы по очереди стали пробираться наверх. К этому времени кто-то из пилотов уже пытался открыть с улицы запасный выход: из-за его двери были слышны крики людей, зажатых в самолете", - говорит мужчина.
Андрей вспоминает, что первую помощь пассажиры получили от местных рыбаков. Они стали свидетелями катастрофы, и на лодках поспешили к самолету, как только он приводнился. Чуть позже на место прибыли спасатели. До их приезда рыбаки и пассажиры выносили раненых на своих руках.
Моторыкин понес к берегу женщину, попытался оказать первую помощь, но было уже поздно - она перестала дышать. Андрей поспешил к другим людям.
"Мы бегали к самолету, к берегу, опять к самолету. Надо было действовать очень быстро", - рассказывает он.
РОДИЛСЯ В РУБАШКЕ
Уже после выяснилось, что Андрей не получил в катастрофе ни царапины. "Родился в рубашке", - говорили про него спасатели. Впрочем, именно из-за одежды Андрея изначально записали в без вести пропавшие.
Во время крушения молодой вахтовик был одет в майку, кофту, джинсы и туфли. Кофту и майку Андрей подложил под одного из мужчин, которого вынес на песочный берег Оби, другую одежду и обувь бросил здесь же, на берегу, когда нашел свою сумку с вещами. Переодевшись в сухое, Андрей раздал вещи раненным.
"Я переоделся в свою армейскую форму, и ничем от рыбаков не отличался. Поэтому спасатели не сразу поняли, что я - пассажир Ан-24. Всех выживших они отправили на пароме, тела погибших лежали на берегу. Я же еще три часа оставался со спасателями", - говорит он.
Геофизика не было в списках среди тех, кого эвакуировали из самолета, и лишь спустя несколько часов выяснилось, что он жив и, несмотря на опасность для собственной жизни, помогал спасать других пассажиров самолета.
"Позже меня увезли на машине МЧС в Сургут. Предлагали на вертолете, но я отказался. Хватило мне в тот день полетов", - рассказывает Моторыкин.
НАГРАДА ЗА СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШИХ
С тех пор Андрей летал на самолете всего два раза – в августе 2011 года из Сургута в Томск на церемонию награждения с участием губернатора Томской области, и обратно. Томские власти вручили Андрею Моторыкину почетную грамоту и памятные часы за помощь в спасении пострадавших.
А в июле 2012 года геофизик должен получить государственную награду. Президент России подписал указ о присуждении Андрею Моторыкину медали "За спасение погибавших".
"Я стараюсь не думать о том, что произошло, или о том, что могло случиться, если бы у меня было другое место в самолете, другой ряд… Жизнь продолжается. В августе у меня свадьба. Отмечать будем в Асине, где живут мои родители. До места будем добираться "по земле", потому что до сих пор летаю с опаской…", - говорит он.