Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Российские генералы твердо намерены создать в стране военную полицию, передав ей часть побочных обеспечивающих функций, ранее исполнявшихся силами личного состава войск. В качестве одного из образцов рассматривается военная полиция армии США. Но автоматический перенос американского опыта на российскую почву невозможен: в силу разного набора проблем, стоящих перед военными двух стран, неизбежно возникают тонкости и нюансы реализации.
Министерство внутренних дел Минобороны
Идея завести в отечественной армии военную полицию ходит давно (чуть ли не с позднесоветских времен), но на реализацию этого решения Минобороны вышло только сейчас, потребовав сформировать эту службу к концу 2012 года.
Основная задача военной полиции – поддержание порядка в расположении воинских частей министерства обороны. На военную полицию также планируется возложить функции охраны военных объектов и передать в ее ведение всю комендантскую службу.
О том, что российская военная полиция будет создаваться с опорой в том числе и на иностранный опыт, сообщил начальник генштаба Николай Макаров во время своего визита в США.
"Сегодня мы активно формируем в вооруженных силах новую структуру – военную полицию. В этой сфере опыт США для нас полезен… Поэтому мы заинтересованы перенять опыт подготовки инструкторов, которые впоследствии готовили бы кадры для военной полиции в системе военного образования Минобороны России, разумеется, адаптировав этот опыт к конкретным российским реалиям", – сказал Макаров.
Американская военная полиция (MP – Military Police) как раз и занимается всеми вышеперечисленными задачами, а также регулировкой движения воинских колонн. Во время Второй мировой и корейской войн, кстати, ей передавали и такую немаловажную для 1940х-1950х годов задачу, как борьба со спекуляциями и воровством воинского имущества в тылу действующей армии.
Полиция по неуставным отношениям
Но, конечно, основное внимание при создании нового ведомства будет прикована к наведению порядка в расположении воинских частей. Насколько можно судить, "дедовщина" после сокращения сроков службы до одного года была изрядно задавлена, хотя разного рода полукриминальные проблемы в рамках "землячеств" и прочих неуставных отношений продолжают жить. Как введение военной полиции могло бы повлиять на обстановку в войсках?
Одним из самых крупных источников "неуставняка" в частях (и при Союзе, и уже в армии РФ) было попустительство офицерского состава на фоне его огромной загрузки повседневной жизнью подразделения.
Вымывание из армии кадровых (сверхсрочных) сержантов и старшин с 1960-х годов в пользу условно-подготовленных срочников (в основном второго года службы – т.е. тех самых "дедов" и "черпаков") привело к неприятностям.
Во-первых, отсутствие, собственно, стабильного и опытного сержантского корпуса в войсках при попустительстве офицеров приводило к росту того самого "неуставняка.
Во-вторых, изрядный массив дисциплинарной работы с подразделением и отслеживания того, как идет служба, формально переместился на младший офицерский состав – взводных и частично ротных командиров. Те из них, что относился к этим дополнительным обязанностям добросовестно, держал старослужащих в черном теле, используя их знания для тренировок лопоухой молодежи.
Те же, кто оказался слабее, малодушнее или просто безалабернее, спихивали контроль за личным составом на "дедов" по принципу "ничего не хочу знать, но чтобы все было" – с вытекающими последствиями. Как нетрудно догадаться, такому командиру жизненно необходимо заметать под ковер все внешние следы "неуставняка" в подразделении, и в этом его поддержит и вертикаль командования, в целом живущая по тому же принципу "ничего не хочу знать".
Поэтому создание параллельной, неподконтрольной армейским командирам структуры, обладающей полномочиями в деле надзора за порядком на территориях воинских частей, следует только приветствовать.
В какой степени это ликвидирует остатки "неуставняка" – покажет время и формирование практики взаимодействия военной полиции с войсками.
Тонкие особенности
Точной копии американской военной полиции все равно не выйдет: в ее деятельности тут же появятся цели и задачи, характерные именно для обитателей 1/8 части суши.
Первой из таких национальных особенностей наверняка, скорее всего, станет вопрос преследования уклонистов. МВД уже не первый год намекает, что совершенно не расположено ловить подавшихся в бега призывников, которые, строго говоря, совершенно безобидны с точки зрения криминальной ситуации на улицах, и работа с ними только отвлекает полицейских от реальной работы. Вот пускай, сообщают высокопоставленные чиновники ведомства, этим и занимаются свежесформированные отечественные "эм-пи".
Логика в этом есть, но, скажем, у тех же американцев военная полиция имеет крайне ограниченное применение в общегражданских областях. Военная полиция попросту не применяется в сферах ответственности полиции штата, например. Исключение составляют ситуации военного положения или чрезвычайной ситуации, но и там полномочия MP сильно ограничены.
Передать же военной полиции вполне конкретную функцию преследования уклонистов – это создать еще одну силовую структуру, которая будет иметь право проверки документов на улицах и вторжения в частные жилища. Насколько это оправдано, учитывая реальный уровень коррупции в правоохранительных структурах и совершенно недостаточный уровень судебной защиты граждан от неправомерных действий государственных органов, – сказать трудно.
Вторая особенность выглядит чисто гипотетической, но она уже начала беспокоить наблюдателей. Появившиеся сведения о комплектовании и оснащении московской 130-й отдельной мотострелковой бригады (собственно, бригады военной полиции) вызвали некоторый всплеск конспирологии – что это, мол, за поспешное формирование карательных частей для подавления внутренних беспорядков в столице? А в оснащении 130-й омсбр есть на что посмотреть, включая бронетранспортеры БТР-80, огнеметы "Шмель" и даже группу водолазов.
Понятно, что число военных и правительственных объектов, которые при случае придется защищать (или отбивать) в сложных условиях городской застройки, требует и численности, и оснащения в том числе специфическим тяжелым оружием: "Шмели" с их термобарическим снаряжением как раз и предназначены для работы по замкнутым объемам – дотам ли, зданиям ли.
Но в данном случае перед нами – элемент дублирования подразделений внутренних войск МВД (той же дивизии Дзержинского). Это притом, что уже давно ходит идея переоборудования ВВ МВД в отдельную силовую структуру, по типу разного рода "республиканских", "президентских" и "национальных" гвардий. Эти "гвардии", в сущности, являются средствами подавления массовых беспорядков, а в странах с не вполне устоявшимся внутриполитическим консенсусом и слабыми политическими системами – еще и страховкой глав государств от военных переворотов.
Интересно будет посмотреть на то, по какому пути дальше пойдут создатели этого – откровенно боевого – набора сил и средств для нового ведомства, подаваемого как инструмент поддержания порядка в вооруженных силах.
Попутное трудоустройство
Также нельзя забывать еще одну специфическое обстоятельство. Многие эксперты отмечают, что штат военной полиции может стать прибежищем для сокращаемых офицеров вооруженных сил.
Вообще, подобный опыт используется в России крайне часто. Иногда целые подразделения силовых структур меняют вывески, начиная заниматься принципиально новым делом. Так, Госнаркоконтроль создавали с широким привлечением личного состава региональных управлений расформируемой налоговой полиции, а подразделения пресловутого центра "Э" (по борьбе с экстремизмом) МВД впитали в себя немало людей из разогнанных примерно в то же время управлений по борьбе с организованной преступностью.
Можно ли вливать старое вино в новые меха – вопрос вечный, и решаться должен в каждом случае отдельно. Вместе с тем нельзя не отметить, что если уж принято решение о создании параллельной структуры, не инкорпорированной с армейской кастой, то комплектовать ее "менеджерами", непосредственно связанными с войсками, неверно: среди них будет точно такой же процент людей, прямо ответственных за те безобразия, с которыми военная полиция и должна бороться.
В этом случае неизбежно возникающая "классовая смычка" офицеров полиции и войск может стать плодотворной почвой для сокрытия нарушений, неуставных отношений и даже хищения имущества.
Пока не очень понятно, способно ли Минобороны создать действенный фильтр, при помощи которого можно будет отбирать людей из числа выведенных за штат военных, чтобы не допустить подобной компрометации новой службы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции