10 июля 2011 года произошла крупнейшая катастрофа речного транспорта в современной истории России - в этот день год назад в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход "Булгария". Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79, 122 человека, в том числе 28 детей, погибли.
Теплоход отошел от пристани в древнем городе Болгар и направился к конечной точке двухдневного туристического маршрута - в Казань. Начавшаяся гроза со шквалистым ветром накренила судно на правый бок. "Булгария", построенная в 1955 году в Чехословакии, находилась, по данным следствия и показаниям свидетелей, в неудовлетворительном состоянии - уже при выходе из Казани у нее был неисправен левый двигатель. Поэтому, несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и затонуло в считанные минуты в 3 километрах от берега на глубине 20 метров. Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров.
Многие из пассажиров даже не успели понять, что произошло. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними. Они продержались около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", капитан которого Роман Лизалин ни минуты не раздумывал над тем, что делать. Благодаря экипажу "Арабеллы" были спасены 79 оставшихся в живых человек.
В 21.35 на помощь татарстанским спасателям прибыл борт из Москвы с водолазами, спасателями "Центроспаса" и "Лидера". Около 23.00 водолазы обнаружили на затонувшей "Булгарии" первую погибшую. Существенно осложняли работу шквалистый ветер и высокая волна, которые отмечались в районе катастрофы еще около суток. Последние погибшие были извлечены из кают теплохода рано утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель.
11 июля в республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы началось опознание погибших, последняя из которых была опознана лишь 17 августа.
16 июля в район катастрофы прибыли два плавкрана, которые приступили к поднятию "Булгарии" со дна Куйбышевского водохранилища. 25 числа теплоход был поднят и посажен на мель, началась заводка судна в док.
26 июля, когда "Булгарию" завели в док, поисково-спасательная операция была завершена.
В ликвидации последствий чрезвычайной ситуации участвовали почти 900 спасателей, около 200 водолазов из Самары, Чувашии, Удмуртии, Башкирии и других регионов. Всего с начала проведения поисково-спасательной операции в районе кораблекрушения для патрулирования акватории, обследования островов и береговой линии по воде и с суши привлекались 4,1 тысячи человек, 1,1 тысячи плавсредств, 134 воздушных судна.
Расследование и обвиняемые
Уголовное дело по факту крушения электрохода было возбуждено по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта". В рамках расследования кораблекрушения в настоящее время обвинение по разным статьям предъявлено пятерым фигурантам - гендиректору ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор затонувшего теплохода "Булгария") Светлане Инякиной, старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Иреку Тимергазееву, бывшему главному государственному инспектору этого же отдела Владиславу Семенову, а также старшему помощнику капитана "Булгарии" Рамилю Хаметову. Свою вину в инкриминируемом преступлении признали только двое из них - Семенов и Хаметов.
Инякина обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и нарушении правил охраны труда. Ивашову инкриминируются неправомерная выдача официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, злоупотребление должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности. Оба арестованы по решению суда 13 июля 2011 года. Тимергазееву и Семенову предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности. Они находятся под стражей с 17 августа 2011 года.
Хаметов обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. Он находится под подпиской о невыезде.
В ходе судебных заседаний Инякина неоднократно заявляла о своей невиновности и необходимости привлечь к ответственности членов экипажа "Булгарии", на которых, по ее мнению, лежит вся ответственность за произошедшее.
Посчитав, что состав преступления есть в действиях капитана "Булгарии" Александра Островского и старшего механика Владимира Подъячева (оба погибли при кораблекрушении), следствие предъявило обвинение их законным представителям (близким родственникам) по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. Однако позднее уголовное преследование в отношении них было прекращено в связи со смертью обвиняемых и с согласия близких родственников.
Перед судом уже предстали и были осуждены капитаны двух судов, прошедших мимо места катастрофы, - сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский-66" Александр Егоров. По мнению суда, находившиеся в районе крушения капитаны не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Тучину (признал вину, дело рассматривалось в особом порядке) и Егорову назначено наказание в виде штрафов - 130 тысяч и 190 тысяч рублей соответственно.
Мнение следствия
Следствие по делу "Булгарии" в настоящее время вступило в завершающую стадию - 7 июня обвиняемые начали знакомство с материалами дела, которые составляют 96 томов. Срок предварительного следствия продлен до 10 ноября текущего года.
С 12 мая по 6 июня с материалами следствия ознакомились все потерпевшие. Как сообщил РИА Новости старший следователь-криминалист следственного управления СКР по Татарстану, руководитель следственной группы по "Булгарии" Айдар Галиев, по закону следствие предоставило потерпевшим для ознакомления все тома, но они больше акцентировали внимание на своих показаниях, показаниях обвиняемых и криминалистических экспертизах.
Собеседник агентства сообщил, что с момента кораблекрушения проведены сотни допросов и сложнейших экспертиз, в том числе 201 экспертиза по потерпевшим и погибшим. "Одними из основных стали комиссионная судо-водительская и инженерно-техническая судебная экспертизы, которые дают представление о том, кто виноват, кто какие нарушения допустил из членов экипажа, из госслужащих, в том числе Ивашов, Тимергазеев и Семенов, и отвечают на главный вопрос - о причине крушения "Булгарии", - сказал Галиев.
По словам руководителя следственной группы, к катастрофе привела совокупность многих факторов - неблагоприятные погодные условия, неудовлетворительное техническое состояние судна, а также неправильные действия членов экипажа. "Что касается действий экипажа, то это вообще полный ноль - отсутствие каких-либо действий при отсутствии какого-либо расписания тревог, согласно которому каждый должен четко выполнять стоящие перед ним задачи во время чрезвычайных ситуаций. На "Булгарии"... был полный бардак - людей брали просто с улицы, по объявлениям, необученных", - подчеркнул он.
Как отметил Галиев, в ходе допросов члены экипажа показывали, что не знают, что делать в подобных ситуациях, они были элементарно не обучены. По данным следствия, с членами экипажа не только не проводили инструктаж, не разъясняли людям при приеме на работу их должностные обязанности, они вообще нигде не расписывались, глава компании-субарендатора "Булгарии" Инякина в большей части ни с одним из них вообще не заключила трудового договора. А капитан судна Островский был таким же нанятым человеком, как и другие члены экипажа, и не имел права заключать такие договоры.
По информации собеседника агентства, из всего экипажа (36 человек) квалификационные свидетельства, обязательные при приеме на работу на речном транспорте, имели всего пять-шесть человек, включая трёх членов экипажа, которым было предъявлено обвинение.
Озвученная ранее СМИ версия о полученной "Булгарией" незадолго до катастрофы пробоине в ходе следствия, по словам Галиева, не подтвердилась. Как и версия о том, что теплоход садился на мель. Этих фактов, по его словам, также не подтвердил никто из членов экипажа или пассажиров. "По сути я могу сказать, что судно получило пробоины, когда его помещали в затон, все они были свежими. Это заключение металловедческой экспертизы, которую проводили специалисты из Екатеринбурга", - уточнил он.
Галиев подчеркнул, что следствие считает вину каждого из обвиняемых доказанной. Он также уточнил, что большинство потерпевших готовы прийти в суд, чтобы дать показания по делу.
Команда держалась на авторитете капитана
После трагедии стало известно, что команда "Булгарии" не получала зарплату в течение нескольких месяцев и уже была на грани "взрыва". Работали люди исключительно благодаря авторитету капитана Островского. "Зарплата в принципе была соответствующая, устраивала их, но были просрочки - около двух месяцев. Команда была уже на пике взрыва, люди говорили, что не будут работать. Члены экипажа уже в предыдущие рейсы видели, что судно ломается, оно в ужасном состоянии. Они все высказались капитану, что не пойдут в плавание. Но Островский убедил, уговорил их пойти в этот рейс. Большей частью команда держалась на его авторитете - опытного капитана с человеческим отношением к людям", - рассказал старший следователь-криминалист СУСКР по РТ Галиев.
Родственники, друзья и сослуживцы капитана Островского говорят о нем как об исключительно порядочном и честном человеке и крепком профессионале. По словам дочери капитана Елены Лифантовой, Инякина должна была Островскому крупную сумму, которую он вложил в ремонт "Булгарии". Поэтому, как считают многие, Островский и не мог уйти с "Булгарии" - надеялся, что ему вернут долг.
Не покинул капитан и тонущий теплоход. "По показаниям всех свидетелей, членов команды, Островский до последнего оставался на капитанском мостике и пытался предотвратить трагедию", - сказал Галиев.
Теплоход-убийца
По мнению следствия, состояние "Булгарии" изначально не позволяло выпускать её в плавание. Еще в марте-апреле, когда дизель-электроход стоял в Перми, готовясь к навигации, у судна, по данным следствия, были просрочены документы, был выявлен ряд технических нарушений. Владельцы сделали косметический, поверхностный ремонт, но нарушений не устранили. И в таком состоянии выпускать судно в рейс никто не имел права.
Ранее в ходе судебных заседаний Галиев заявлял, что Ивашов в силу занимаемой должности, действуя из корыстной заинтересованности, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, оформил сертификат №КФ 02/14-0191 на капитально отремонтированный дизель, датированный 14 июня 2011 года. Кроме того, Ивашов, по данным следствия, в период 14-15 июня 2011 года неправомерно изготовил, собственноручно подписал и выдал капитану судна Островскому акты внеочередного освидетельствования судна и ежегодного освидетельствования судна. Так же, как полагает следствие, Ивашов в период 14-15 июня неправомерно продлил срок действия пассажирского свидетельства от 20 апреля 2010 года и свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы от 24 мая 2010 года.
Суд будет осенью
Следствие намерено передать в суд дело о крушении "Булгарии" осенью этого года. "В настоящее время обвиняемые знакомятся с материалами следствия, из 96 томов дела ими прочитана половина. Мы планируем, что еще примерно месяц уйдет на ознакомление. Затем будет составлено обвинительное заключение и направлено с материалами уголовного дела на утверждение в прокуратуру. Примерно осенью дело будет передано в суд", - сказал Галиев.
Собеседник агентства также добавил, что в случае, если отдельные обвиняемые будут намеренно затягивать процесс ознакомления с материалами, предварительное следствие обратится в суд с ходатайством об ограничении времени на ознакомление. По его словам, в настоящее время очень медленно знакомится с материалами следствия обвиняемый Тимергазеев и в силу состояния здоровья достаточно медленно ознакамливается с делом Хаметов (около трех недель он лежал в психиатрическом диспансере, отмечаются проблемы с сердцем).
Помощь оказали все
Распоряжением правительства РФ из федерального бюджета семьям погибших при крушении "Булгарии" было выделено по 1 миллиону рублей, тем, кто получил тяжелые и средней тяжести травмы, - по 400 тысяч рублей, получившим легкие травмы - по 200 тысяч рублей. Также были выделены единовременные пособия на погребение погибших - по 18 тысяч рублей.
Как уточнили в министерстве труда, занятости и социальной защиты Татарстана, объем средств, который был направлен в республику из федерального бюджета для выплаты семьям погибших и пострадавшим, составил 136,3 миллиона рублей.
Из бюджета Татарстана семьи погибших получили по 300 тысяч рублей, пострадавшие, получившие тяжелый и средней степени вред, - по100 тысяч рублей, пострадавшие в легкой степени - по 50 тысяч рублей. Кроме того, по 10 тысяч рублей из регионального бюджета было выплачено всем в связи с утратой имущества. Выплаты производились не только жителям Татарстана, но и всем пострадавшим. Всего, по информации Минсоцзащиты РТ, из бюджета республики было выплачено 39,4 миллиона рублей.
Общий объем средств, выданных родственникам погибших и пострадавшим, превысил 175 миллионов рублей.
В рамках благотворительной акции "Жертвам кораблекрушения" за год после трагедии для пострадавших и семей погибших на теплоходе "Булгария" было собрано около 54 миллионов рублей, большая часть средств уже перечислена получателям, сообщили организаторы акции - республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности и благотворительный фонд "Ак Барс Созидание".
По данным фонда, поступили денежные средства в размере 53,996 миллиона рублей, оказана помощь 51,677 миллиона рублей. В рамках акции средства перечислены десяти детям-сиротам - 23 миллиона рублей, десяти детям, потерявшим одного из родителей - 11,5 миллиона рублей, шести одиноким престарелым гражданам - 2,4 миллиона рублей, 46 пожилым гражданам - 9,25 миллиона рублей. 208 человек получили материальную помощь для прохождения санаторно-курортного лечения - всего на 5,53 миллиона рублей.
Остаток средств на счете составляет 2,3 миллиона рублей.
Средства в рамках акции перечислили сотни предприятий и тысячи частных лиц из Татарстана, российских регионов, а также десятка зарубежных стран. Среди них благотворители из Новокузнецка, Пскова, Сочи, Сургута, Тобольска, Санкт-Петербурга, Москвы, многих других российских городов, а также из Великобритании, Германии, Израиля, Испании, Канады, Кипра, Нидерландов, Норвегии, США, Франции.
Уроки трагедии
Трагедия с "Булгарией" заставила региональные власти принять ряд мер, в том числе и непопулярных. В апреле этого года приказом министра транспорта и дорожного хозяйства республики создана специальная межведомственная комиссия по обеспечению безопасности при эксплуатации пассажирских речных судов. Основная функция комиссии - дополнительный контроль в сфере судоходства, осмотр и проверка судов в период навигации и подготовки к ней. В состав комиссии вошли представители Татарской транспортной прокуратуры, управления Роспотребнадзора по РТ, филиала Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, Верхне-Волжского и Средне-Волжского филиалов Российского речного регистра, Казанского пассажирского порта, ведущих судоходных компаний.
Как отметил сам министр Ленар Сафин, хотя есть специальные федеральные органы по осуществлению надзора за безопасностью судоходства, этот вопрос находится под жестким контролем и у региональных властей, министерство приняло решение проводить дополнительный осмотр судов. При этом он подчеркнул, что осматривать предполагается не только республиканские плавсредства, а также суда из других регионов, заходящие в казанский порт. Причем, в соответствии с законодательством для захода в порт суда должны иметь все разрешительные документы.
"Возможно, это и непопулярные меры, но мы не должны допустить прошлогодней трагедии", - подчеркнул министр.
По информации пресс-службы министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, особое внимание обеспечению безопасности перевозок на речном транспорте было уделено уже в ходе подготовки к навигации. На курсах повышения квалификации прошли обучение более 300 человек, отремонтированы 32 магнитных компаса, проверены 2,9 тысячи спасательных жилетов и 179 спасательных кругов на республиканских судах. Также заключены и находятся в работе договоры на приобретение и установку на суда аппаратуры спутниковой связи, системы ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPC, АИС транспондеры.
Память о погибших
В годовщину трагедии "Булгарии" в селе Сюкеевский Взвоз Камско-Устьинского района Татарстана откроется мемориал в память о жертвах катастрофы. Мемориал был заложен в сентябре прошлого года на высоком берегу Волги с участием представителей духовенства. Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших на центральной площади комплекса. Проектом предусмотрена подсветка мемориала в темное время суток с начала и до окончания периода судоходства.
Как отмечал при закладке мемориала тогда еще министр транспорта РФ Игорь Левитин, этот комплекс будет важен не только для тех, кто потерял здесь своих родных и близких. В лоциях речных судов это место будет отмечено особо, чтобы все суда могли отдать почести людям, которые погибли на "Булгарии".
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Татарстана сообщили, что для желающих принять участие в церемонии открытия комплекса из Казани будут организованы два бесплатных автобусных рейса. Автобусы отправятся в Камско-Устьинский район от здания казанского речного порта, а после окончания мероприятий привезут казанцев обратно.
Новая жизнь
Как стало известно РИА Новости, в семье одной из пострадавших на "Булгарии" Гульнары Назаровой, потерявшей во время кораблекрушения девятилетнего сына, в мае родился мальчик. Гульнара отказывается говорить с журналистами, не в силах еще раз пережить трагедию потери и стараясь максимально оберегать такое, как оказалось, хрупкое спокойствие своей семьи.
Ирина Дурницына - Казань