Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Ключевыми словами для описания выступления президента Владимира Путина на совещании послов в российском МИДе могло бы быть такое: мягкость подхода. Припоминается даже прозвище, которое получил когда-то легендарный гитарист Эрик Клэптон – Slowhand, Медленная рука (оно поначалу относилось вовсе не к стилю музыканта, но сейчас вполне соответствует его манере игры).
Внешнеполитический стиль Владимира Путина вообще-то и есть такой "клэптоновский", лишенный излишних эмоций и внешних эффектов. Что во время выступления в МИДе и стало в очередной раз очевидно.
Активно и круглосуточно
Но стиль стилем, а как насчет новых задач и поворотов внешней политики? Совсем новых, может быть, в данном случае и не обозначилось. Но призыв к дипломатам активнее использовать за рубежом "мягкую силу" нельзя было не заметить.
Мягкая сила – о важности ее говорят сейчас лидеры таких стран, как США и Китай. Вообще, есть ощущение, что международные отношения все больше сдвигаются в сферу не столько борьбы, не столько соперничества экономик или наращивания вооружений, сколько взаимодействия культур, мировоззрений.
Речь не о том, чтобы найти одно правильное мировоззрение и всем ему следовать, а наоборот, что мир возвращается к эпохе, когда разнообразие культур и стилей жизни было нормой, данностью. Вот только эпоха та была до эры колониальных завоеваний, то есть давно. И ситуация поэтому очень непривычна для сегодняшнего человека, медленно вытягивающего ноги из болота тоталитарного по сути мышления.
В любом случае то, как Владимир Путин конкретизировал эту мысль, говорит о предстоящей большей активности по части продвижения русского языка, культуры, в общем – о внешней политике не МИДа, а всего общества и государства. И назвал это "новыми технологиями". Вопрос в том, как это будет выглядеть на практике. Видимо, как все более активное взаимодействие гражданских обществ, хотя традиционную межгосударственную дипломатию никто не отменит.
Также за пределами собственно дипломатической работы лежит упоминание того, что консульства России за рубежом должны в круглосуточном режиме помогать соотечественникам. Тут надо знать, что консульская работа и дипломатическая хотя и подчиняются одному МИДу, но это очень разные вещи и не всегда связанные. И если честно, то у "консульских" пока нет ни сил, ни ресурсов вот так вот "круглосуточно" работать. Может, появятся.
Наконец, говоря о новшествах, президент сказал несколько слов о том, что "нельзя пассивно наблюдать за происходящими событиями". Это, возможно, отсыл к тяжелому для дипломатов всего мира периоду арабских переворотов, когда никому не было ясно, что происходит.
Американская дипломатия очень быстро решила поддержать все, что пахнет революциями, сейчас получает за это мощный заряд критики дома. Российская, наоборот, замерла на какой-то момент в "отслеживающей" неподвижности. Это тоже плохо?
Мир без лидеров "не радует"
Но вообще-то дело не только в скорости реакции на перемены. Возможно, наиболее интересные места выступления Путина в МИДе касались "дефицита новых моделей развития" мира, особенно его экономики, на фоне эрозии лидерства традиционных экономических локомотивов, таких как США, ЕС и Япония. Путин – и, собственно говоря, не он один – считает, что дефицит этот "ведет к торможению глобальной динамики развития".
Не сомневаюсь, что множество коллег, одновременно со мной комментирующих нынешнее МИДовское выступление президента, отметят, что Владимир Путин поставил сотрудничество с Китаем на первое место, а, например, с ЕС или США – где-то после Латинской Америки.
Но здесь перед нами всего лишь реальность, в конце концов, именно Китай – первый торговый партнер России, а Германия – уже второй. Не говоря о том, что для ЕС тоже на первом месте партнерство с Китаем (включая надежды на то, что китайцы спасут от кризиса), а все прочее – на втором и иных местах.
И все же интересно, что по инерции как сам президент, так и множество людей из российской элиты до сих пор по своему мышлению европоцентричны. Вот и сейчас – упомянутая выше "эрозия лидерства", ослабление "исторического Запада" "нас абсолютно не радует"…
На внешнем фронте без перемен
Ну, и в порядке послесловия. Совещание послов и постоянных представителей России – регулярно (раз в два года) проводимое мероприятие. Выступление на нем главы государства – тоже стандартная штука, и вообще-то тут самое интересное – закрытая часть, то, что послы рассказывают президенту и сопровождающим его лицам. Им всегда есть что сказать и предложить.
Но в любом случае было бы странно ожидать на этом совещании сенсаций, если всего несколько месяцев назад свое видение внешней политики России кандидат в президенты Владимир Путин изложил в ходе предвыборной кампании в двух публикациях.
Напомню, ключевая мысль – если хотите, "доктрина Путина" – заключалась там в том, что Россия за "доверительное и ответственное сотрудничество" ведущих стран, мировых лидеров.
Вот и сейчас мы слышали подтверждение этой доктрины – Путин в МИДе сказал, что внешняя политика "отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны в мировых делах и в развитии цивилизации", но при этом "не имеет ничего общего с изоляционизмом или конфронтацией и предусматривает интеграцию в глобальные процессы".
Вообще-то было бы странно, если бы президент России – или какой угодно страны – раз в два года обозначал бы в своем внешнеполитическом ведомстве какую-то принципиально новую внешнюю политику. Такого не бывает. Даже в эпоху глобальных перемен. Вот и в этот раз не произошло.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции