Российская аспирантура нуждается в реформировании. В какой мере в этом может помочь западный опыт постдипломного образования? О ситуации в интервью РИА Новости рассуждает проректор по образованию Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Тимоти О'Коннор.
- Господин О'Коннор, в чем основные отличия обучения в аспирантуре в России от постдипломного образования на Западе?
- Формальных отличий много, но большая их часть связана с тем, что в России есть кандидатская степень и есть докторская, тогда как, допустим, в США - PhD. Получается, что американское или британское постдипломное образование совмещает российские аспирантуру и докторантуру.
Важным мне представляется различие, связанное со сроками. В России они жестче, аспирант должен по прошествии трех или четырех лет защитить работу. На Западе никаких сроков - если человек может написать диссертацию за год, никто не будет держать его в университете лишние два. Если он по каким-то причинам пишет десять лет - его право. Думаю, это связано с особенностями финансирования: в России вузы учат за государственные деньги и поэтому ограничены в сроках.
Другое отличие касается диссертационной работы. В России, по крайней мере, в технических специальностях, тему диссертации формулируют очень узко - возможно, слишком. На Западе тему формулируют гораздо шире. При этом «широта» не всегда подразумевает «глубину».
Прочие различия, на мой взгляд, невелики. Задачи постдипломного обучения одинаковы в России и на Западе: подготовка кадров, способных проводить самостоятельные исследования в определенной области. Обучение выглядит сходно - аспирант занимается самостоятельно.
- Отличаются ли качественно кандидатские работы в России от тех, что защищают на Западе?
- Я бы не сказал. Дело в том, что, например, и в США, и в России есть две противоположные точки зрения относительно кандидатской диссертации - это последняя студенческая работа или первое исследование молодого ученого, которое можно публиковать как монографию? Ответ зависит исключительно от той или иной научной организации. Причем, на мой взгляд, и в США, и в России, независимо от того, как научный коллектив отвечает на этот вопрос, диссертации эти всегда есть нечто промежуточное между студенческой работой и нормальным научным исследованием.
- Стоит ли аспиранту работать где-то за пределами университета?
- И на Западе, и в России ответ один: ни в коем случае. Только наука, она царь и Бог. Мой ответ не так однозначен: смотря чему он учится и где работает. Если человек после аспирантуры будет применять свои знания в бизнесе, ему полезно начать работать в коммерческом секторе еще во время обучения. Работает он, например, кадровиком и учится в аспирантуре по связанной с работой специальности. Ему нужно работать - там все обучение преимущественно должно быть построено на анализе кейсов, а реальные случаи всегда предпочтительнее.
Но если аспирант занимается теорией, все внимание ему стоит уделять учебе, и хорошо, если он может нормально прожить на стипендию.
Плохо, когда человек учится по одной специальности, а работает по другой. Зачем ему аспирантура? А вуз несет ответственность за результат обучения. Предполагается, что на выходе человек получает какие-то практические навыки, а тут все впустую.
- Что нужно предпринять для обеспечения успешного обучения аспирантов?
- В первую очередь нужно обеспечить возможность учиться и заниматься исследованиями без поиска работы в не имеющей отношения к специальности сфере. Можно работать в научных подразделениях. Кое-где это уже делается.
Для технических специальностей требуется современное оборудование. В России с этим не так плохо, как часто говорят. Национально-исследовательские технологические университеты обеспечены очень хорошо. Когда я только начал работать с МИСиС, я был приятно удивлен. Да, есть университеты, где материально-техническая база хуже. Но нехватка качественного оборудования - общая проблема технического образования. В США, скажем, далеко не все университеты хорошо оборудованы.
Для аспирантов очень важна профессиональная среда, готовность старших коллег делиться знаниями, привлекать молодых исследователей для участия в конференциях, научных проектах. К сожалению, здесь все зависит от конкретного коллектива - везде.
- Какие изменения необходимы российской аспирантуре в ближайшее время?
- Я думаю, сближение российской системы с западной продолжится. Мне представляется, тут следует быть осторожнее и с большим уважением относиться к своим традициям. Вот сейчас встает вопрос, что такое кандидатская диссертация. Обычный ответ - PhD. Но тогда что такое докторская? Нужно аккуратнее подходить к понятиям. Я полагаю, в ближайшее время придется изменить сроки обучения в аспирантуре. Три года для всех специальностей - это неправильно. Кандидатскую по математике можно и за год написать. А для философии и трех лет мало. Сроки должны стать более гибкими.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости