За Навител Навигатором я пристально слежу уже несколько лет, с самого, пожалуй, его рождения в 2006-м году, и изредка им пользуюсь.
В последней фразе заключено сразу два важных вопроса: почему "изредка" и почему "пользуюсь". Попытаюсь ответить.
Изредка, – потому что он, во всяком случае, до самого последнего времени, когда вышла версия 5.5, был заметно менее удобен, чем главные его, в основном, иностранные, конкуренты. Например (и в первую очередь), – iGO и TomTom’а.
Я уж не говорю о разных рюшечках вроде рельефа и 3-d зданий, которыми сравнительно давно радует нас iGO. В смысле реального удобства при вождении это не дает ничего. Разве что, когда гуляешь пешочком по Амстердаму и видишь на iGO’шной карте дома с правильным числом этажей и окон, да еще и покрашенными в аутентичный цвет, – помогает сориентироваться почти как гугловская StreetView или яндексовские Панорамы. Не говорю также о возможности добавлять по Сети в TomTom свежие изменения в карты и знаки (правда, с определенной задержкой).
Я говорю о примитивном удобстве ведения.
Если упомянутые выше конкуренты всегда до неприличия внятны, так что поехать не в тот проезд или лучик круга попросту невозможно, на Навителе Навигаторе я то и дело забредал на неправильную развилку, внимательно ли слушая голосовую подсказку, пристально ли вглядываясь в экран (чаще – то и другое вместе). Может, мне просто не хватало сообразительности правильно трактовать подсказки, – но почему же при пользовании iGO и TomTom’ом всегда хватало?
Это все ответ на вопрос – почему "изредка".
Теперь – почему "пользуюсь". Навителу (как я полагаю – в наследство от Советской власти) достались очень точные и подробные карты многих мест России. Москвы и Питера, – в первую очередь. И навителовцы не поленились держать их в актуальном состоянии, стирая исчезающее и добавляя новое.
Правда, по нынешним московским временам никакие периодические обновления за реальными изменениями города все равно не поспевают, тут необходим "чистый онлайн", – но тем не менее, ни одна из известных мне карт России не столь точна, как карты Навитела. Дело понятное: российское пространство для него – родное. Это там, у них, в Швейцарии карта iGO показывает каждое отдельно стоящее шале и подъезд к нему, – а у нас она поняла про проезды между домами лет через пять после того, как их уверенно начал показывать Навител Навигатор.
Но это еще полбеды, не между домами проедешь, так легким кругом, все равно доберешься. Но вот ввести чисто российский (московский) адрес с разными там "корпусами", "строениями" и прочими отечественными кучерявостями можно только Навител Навигатор, и есть все шансы, что, если не запутается (что время от времени бывает), – он приведет тебя именно к этому "корпусу", который.
Так что, получив в качестве цели какой-нибудь "дом 55, корп. 23, стр. 11", я задаю ближайший возможный адрес в iGO, еду до примерного к нему приближения и переключаюсь на Навител Навигатор. После чего – как повезет.
В частных разговорах Навител в определенной степени признавал мои претензии к его продукту, они даже вели долгие и, увы, ничем не закончившиеся, переговоры с Темой Лебедевым по смене дизайна программы, – и вот, выпустили-таки новую версию. 5.5.
Не то что бы она принципиально поменяла концепцию "ведения", да и общую внешность, – стала, скорее, эволюционным шагом. Однако, покатавшись с нею по городу пару дней, я обнаружил, что практически ни разу не останавливался перед развилкой, чтобы сообразить, куда именно правильно будет повернуть: линия маршрута стала в новой версии жирно-голубой, что ясно отличает ее ото всех других проездов на карте. Ясности iGO или TomTom’а пока все равно не появилось, однако ошибиться стало сильно труднее, если возможно вообще.
Кроме этого главного изменения у последней версии возникло еще несколько: не столь принципиальных, однако всегда "правильных" и приятных.
Во-первых (во-вторых) статус-бар стал более ясным, внятным, информативным. Например, на нем появилась иконка погоды, а на иконках пробок и спутников, – графическое и/или цветовое их обозначение.
Щелчок по "погоде" выдает красивую табличку, с осадками и скоростью ветра:
Светофоры у Навитела, сколько помнится, были и раньше, но теперь перед ними, как на iGO, появились разводки по рядам, где нужное (нужные) направления ярки, а ненужные – бледны.
Приношу читателям извинение: едва версия 5.5 вышла, я тут же обновился до нее и на планшете, и на коммуникаторе (а на одном из двух надо было б повременить, для сравнения), – так что не исключено, что я сейчас представлю за новинку что-нибудь, что уже было в прошлой версии программы. Но, думаю, то не страшно: если что-то новое удобное появилось, оно все-таки появилось, пусть и раньше.
Еще поменялся подсчет времени прибытия. Если прежде он был весьма условен и не брал в расчет пробок по дороге и объездов из-за них, – сейчас берет, и потому стал много точнее. Хотя, сказать по правде, никогда в жизни не принимал во внимание это цифр, ибо слишком хорошо знаю на практике, сколько разного рода неожиданностей может поджидать в пути, даже за 100 метров от цели.
Еще – по ощущению – Навител Навигатор стал быстрее просчитывать варианты маршрута, и вообще с маршрутом управляться стало заметно удобнее, задействуя больше параметров, – однако и игрой с маршрутами я обычно балуюсь не особенно.
Сильно упростились (ушли лишние подробности) и настройки программы.
Короче говоря, все стало яснее и внятнее, – так что новая версия реально ушла вперед от предыдущих: еще две-три такие модернизации, и Навител Навигатор станет равной в ряд лучших навигационных программ. Включая европейцев-фаворитов.
Другой разговор, – не поздно ли?
Последние год-два принесли нам новые, вполне бесплатные и порой, – очень точные и удобные навигационные сервисы: от Гугла, который все мощнее и подробнее осматривает и фиксируют все уголки Земли, а уж Москву или там Питер, – в первую очередь, – и до Яндекса. Местами они все-таки – в смысле "корпусов" – от Навител Навигатора приотстают (хотя со всех ног движутся и в этом направлении!), – зато явно обгоняют его по актуальности: карты обновляются если не каждый час, то все же обновляются постоянно, явно чаще, чем не только у, скажем, iGO, но и у Навитела. Понятное дело: что у Google, что у Яндекса принцип работы онлайновый, так что осуществлять обновления куда проще.
И если бы не трафик, который приходится постоянно расходовать при пользовании такими онлайновыми сервисами (первое время наши главные мобильные операторы не засчитывали этот род трафика для Яндекс.карт, теперь стали), – думаю, они победили бы платные навигационные программы. Ну, хотя бы потому, что те платные и туповатые в смысле обновлений.
Однако Яндекс пообещал, а Google уже и сделал возможным сохранять свои карты на коммуникаторы, – так что трафик уже можно и не расходовать. Правда, работает это дело пока не вполне идеально: Москву никакой частью на карточку запихнуть мне пока не удалось. Зато Питер – пожалуйста. Но это, думаю, дело наживное.
Так что "преимущество корпусов" (на Гугле адрес с корпусом можно уже ввести даже голосом), равно как и подробность покрытия не центра (область, разные мелкие городки) за Навител Навигатором пока остается, – однако мало-помалу сглаживается и, чтобы оставаться на рынке как можно дольше, программистам Навитела придется бежать побыстрее.
Чтобы, по Кэролу, хотя бы оставаться на месте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции