МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Авиньонский театральный фестиваль во Франции, который пройдет в этом году в 66-й раз, откроется в субботу спектаклем "Мастер и Маргарита" Саймона Макберни.
Один из самых старых и известных фестивалей Европы каждый год представляет программу, собранную из лучших спектаклей, созданных в разных уголках Европы. В этом году арт-директором, сформировавшим программу, стал режиссер Саймон Макберни - основатель знаменитого театра "Комплисите". На самой знаменитой площадке Авиньонского фестивале - во дворе Папского дворца - Макберни покажет свою версию культового романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Некоторое время назад он уже обращался к творчеству Булгакова, занимаясь "Собачьим сердцем" в театре Амстердама.
Работая с мистическим романом, не так просто поддающимся кино- и театральным интерпретациям, режиссер постарался не упустить ни одного плана этого сложного произведения: его интересовала и романтическая линия, любовь Мастер и Маргариты, воспринимаемая ими как свобода, и социально-политическая сатира, и поэтические картины романа, и тема одинокого и задавленного государством художника. Следуя своему стилю, Макберни сочетает в спектакле театральную условность - когда лошадь можно изобразить лишь при помощи нескольких стульев - и новейшие технологии.
В основной программе, сформированной нынешней командой фестиваля, - целый ряд имен тех, кого смело можно включить в десятку лучших театральных режиссеров мира. Среди "тяжеловесов" - Ромео Кастелуччи, Томас Остермайер, Кристоф Марталлер, Жозеф Надж. Эти имена для российского театрала не новы - некоторые спектакли этих режиссеров можно было увидеть на различных фестивалях - на НЕТе, на Чеховском, на Балтийском доме в Санкт-Петербурге. Есть среди звезд Авиньона-2012 не менее известные в мире, но малознакомые для широкой российской публики Кэтти Митчелл (которую обещал, но не смог привезти "Сезон Станиславского"), Корнель Мундруцо, Стефан Брауншвейг.
Кастелуччи, объединяющий в своем творчестве элементы перформанса, театра, арта и постдраматического театра, в Москву приезжал не раз. Будучи не только практиком и теоретиком, он выступал на семинарах, читал лекции, проводил урок в рамках фестиваля "Территория". Некоторые из его спектаклей - одна из частей цикла "Трагедия, рождающаяся изнутри" (грандиозный проект из 10 эпизодов, созданных в разных городах Европы), "Генезиз" - были показаны на разных фестивалях. Последнее встреча московской публики с Кастелуччи состоялась на прошлом Чеховском фестивале, когда в Театриуме на Серпуховской показали "Проект J: концепция лика Божьего" - скандальный спектакль, гастроли которого в Европе традиционно сопровождаются манифестациями религиозных активистов. Например, во Франции спектакль был фактически сорван, когда активисты высыпали на сцену с лозунгами в руках под свист остальной публики.
"Проект J" был создан в рамках цикла "Черная вуаль священника". "Ресторан "Четыре сезона" (Four seasons restaraunt), который Кастелуччи покажет на фестивале, является еще одним эпизодом цикла. Сюжет спектакля связан с известным эпизодом из жизни американского художника, выходца из России, Марка Ротко, который, заключив выгодный контракт с нью-йоркским рестораном, в итоге отказался отдавать свои произведения.
Томас Остермайер знаком российской публике не только по привозным, фестивальным спектаклям - в завершающемся театральном сезоне Театр наций показал премьеру его спектакля "Фрекен Жюли". Режиссер известен как мастер остросоциального, полемического театра, неслучайно в его репертуаре - новая драма, как историческая (рубежа XIX-XX веков), так и современная. На 66-м Авиньонском фестивале Остермайер покажет "Врага народа" по пьесе Генрика Ибсена, одного из лидеров исторической "новой драмы" и одного из любимых авторов режиссера. В свое время Москву потрясла его постановка другой известной пьесы норвежца - "Кукольный дом" (спектакль назывался "Нора"). Первые свои спектакли Остермайер показывал на Авиньоне еще в 1999 году.
Кристоф Марталлер - мастер поэтического, тонкого и глубоко театра, героями которого зачастую становятся обычные, незаметные, на первый взгляд, обыватели. Марталлер, начинавший как музыкант, создал свой собственный театр, в котором музыка, слово, образ сплелись в особенный мир, где реальность встречается с фантазией. Постановки Марталлера уже не раз входили в программу Авиньонского фестиваля - несколько лет назад показали Riesenbutzbach - спектакль, посвященный концу эпохи потребления, потом Paperlapapp, посвященный религиозно-политическому конфликту между папой Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом Красивым. В 2010 году знаменитый швейцарец сам был арт-директором Авиньона и формировал программу, а в этом году здесь покажут его спектакль "My fair lady. Un laboratoire de langues" ("Моя прекрасная леди. Лаборатория языков").
Современный театр немыслим без пластики и хореографии, а современная хореография немыслима без Жозефа Наджа, который начал сотрудничество с фестивалем еще в 1992 году, а в 2006 году сам занимался формированием программы. В Москву не раз привозили спектакли Наджа, жанр которых специалисты всегда затрудняются определить, находя в них и современную хореографию, и драму, и элементы инсталляции. На Авиньонском фестивале Надж покажет свой камерный спектакль, рассчитанный всего на 60 зрителей, - ATEM ("Дыхание").
Среди других, особо ожидаемых постановок, - "Шесть персонажей в поисках автора" Стефана Брауншвейга, которую покажут в театре Cloitre des Carmes под открытым небом. Брауншвейг, философ и главный режиссер французского театра La Colline, не впервые обращается к творчеству Пиранделло. Среди других его любимых авторов - Брехт, Бюхнер, Клейст, Ведекинд. "Шесть персонажей в поисках автора", знаковая пьеса для театра XX века, позволила Брауншвейгу, использующему разные редакции текста, вновь задаться вопросом о природе театра и игры, посмотреть на это с позиции художника сегодняшнего дня.
Корнеля Мундруцо в России пока знают не очень, а если знают, то как кинорежиссера - его фильм "Счастливые дни" был лауреатом Каннского фестиваля. Его спектакль "Лед" по прозе Владимира Сорокина показывали в Перми на "Текстуре". Одна из отличительных черт Мундруцо - особенная работа с пространством, редко его спектакли можно увидеть в традиционных залах, чаще - на заброшенных фабриках и подвалах. Зарубежные критики называют его гиперреалистом и лириком одновременно. В Авиньонском фестивале Мундруцо принимает участие впервые, сюда он привозит спектакль "Бесчестье" (Disgrace) по роману современного английского писателя южно-африканского происхождения Джона Кутзее, действие которого разворачивается в пост-апартеидовской ЮАР. В версии Мундруцо сюжет разворачивается в современных венгерских реалиях.
Помимо основной программы, традиционно Авиньонский фестиваль - это и множество дополнительных смотров. В этом году Авиньон представит программу "Двадцать пятый час", позволяющую увидеть персональные проекты актеров, занятых в спектаклях основной программы, а также целый ряд выставок и концертов.
Авиньонский фестиваль продлится три недели и завершится 28-го июля.