МОСКВА, 6 июл - РИА Новости. Госдума приняла в пятницу во втором чтении правительственный законопроект, который ужесточает ответственность за безлицензионную перевозку пассажиров и вводит штрафы за нарушение требований обеспечения их безопасности, а также повышает эффективность контрольно-надзорных мероприятий по безопасной эксплуатации транспортных средств.
Документ был подготовлен после крушения летом 2011 года пассажирского теплохода "Булгария". В момент трагедии на борту судна находился 201 человек, 122 из них погибли, в том числе 28 детей.
Законопроектом предлагается, в частности, внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) России и повысить штрафы за безлицензионную перевозку пассажиров. Так, штраф за работу без лицензии составит 50 тысяч рублей для граждан и должностных лиц (сейчас от 2 до 5 тысяч рублей), 100 тысяч рублей - для индивидуальных предпринимателей и 400 тысяч рублей - для юрлиц (сейчас 50 тысяч рублей). Если аналогичное нарушение выявлено повторно в течение года, то суммы штрафов будут аналогичными, но у граждан, индивидуальных и юрлиц плюс ко всему будут конфисковываться транспортные средства, а последним вместо штрафа может быть назначено приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Документ вводит штрафы для юридических лиц в размере 50 тысяч рублей за выпуск на линию незарегистрированного транспортного средства или непрошедшего техосмотр, а также транспорта с неисправностями. В настоящее время за такие нарушения предусмотрена ответственность только для должностных лиц.
Ко второму чтению законодатели ввели еще одну статью в КоАП РФ, предусматривающую наказания за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров, грузов и багажа. Так, если будут осуществляться перевозки с нарушением профессиональных и квалификационных требований к работникам, должностные лица предлагается наказывать штрафом в размере 20 тысяч рублей, а юрлица - 100 тысяч рублей.
За нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также техосмотре транспортных средств граждан будут наказывать штрафом в размере 3 тысяч рублей, должностные лица - 5 тысяч рублей и юрлиц - 30 тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут, согласно законопроекту, нести административную ответственность как юрлица.
Кроме того, документ вводит обязательную регистрацию всех сделок по аренде судов без экипажа.
Законопроект предоставляет контрольно-надзорным структурам право проверять техническое состояние эксплуатируемых перевозчиком транспортных средств в порядке превентивного контроля. А в случае обнаружения неисправностей инспекторы смогут инициировать дополнительную проверку юрлица, на балансе которого числится этот транспорт. Причем речь идет не только о водном виде транспорта, но и о любом другом.
Авторы законодательной инициативы предлагают также внести поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ), перераспределив государственные функции между Ространснадзором и Росморречфлотом, чтобы избежать ситуаций, когда в случае ЧС ведомства стараются переложить ответственность друг на друга.
Предлагается создать администрацию бассейна внутренних водных путей как организацию в форме государственного бюджетного учреждения. На администрации речных бассейнов могут быть возложены обязанности по государственному портовому контролю и ряд функций Ространснадзора. Законопроект возлагает обязанность на администрацию бассейна внутренних водных путей после учета бесхозного судна установить его владельца и направить ему предписание с требованием переместить такое судно в установленный пункт отстоя. После того, как будет получено подтверждение о выполнении требования, судно будет сниматься с учета.
Документ дает определение бассейна внутренних водных путей - это часть водных путей, обособленная и имеющая общие судоходные пути, климатические, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия обеспечения плавания судов.
Законопроект устанавливает обязанность судовладельцев, чьи суда подлежат госрегистрации, разработать и применять систему управления безопасностью судов. В том числе, инструкции работникам судовладельца по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды, способы связи между работниками и экипажем судна, порядок действий членов экипажа в случае возникновения аварийных ситуаций, программы учений экипажа судна по действиям в таких условиях и т.д.
Правила разработки и применения системы управления безопасностью будут утверждаться Минтрансом.
Контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта, за деятельностью лоцманских служб, капитанов бассейнов и другие функции по контролю и надзору предлагается закрепить за Ространснадзором. Также орган госнадзора будет расследовать транспортные происшествия на внутреннем водном транспорте.