В известном советском мультфильме почтальону Печкину подарили велосипед. Неизвестно, ускорило ли это доставку почты в Простоквашино, но томским сельским почтальонам, маршрут которых на двоих составляет около 10 километров, помогают именно велосипеды. Правда, не зимой. В холода по-старинке почту приходится разносить пешком или ездить на автобусе, который ходит раз в 40 минут.
ШТАТ И КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ
Отделение почты в селе Дзержинском Томской области, которое находится в 15 километрах от областного центра, располагается в двухэтажном жилом кирпичном здании уже более 20 лет. Деревенская почта - это небольшой операционный зал и несколько служебных помещений. У крыльца стоят два велосипеда, один из них с символикой "Почты России".
В отделении царит идеальная чистота и порядок. Начальник отделения Наталья Николаевна Зинченко рассказала, что капитальный ремонт здесь был сделан в прошлом году, теперь обстановка выдержана в едином корпоративном стиле.
На дзержинской почте работают четыре человека: два почтальона, оператор и начальник. Наталья Николаевна является "почтовым старожилом", в профессии она с 1982 года.
"Сначала я в Казахстане работала, оказалась на почте случайно, сама техник по образованию. Уже как 10 лет в России. Как переехала - сразу на почту. Но Татьяна Сергеевна (Хрыгина, оператор) на год раньше меня сюда пришла. Были еще старожилы, например, Валентина Никифоровна Архипова, которая меня в свое время сюда и взяла, она и начальником была, и почтальоном, даже на пенсии. Она сейчас наш постоянный клиент. Мы поддерживаем связь со всеми бывшими сотрудницами. А девочки-почтальоны по три года работают, штат уже устоялся. Лучшего для коллектива и желать не надо, отлично понимаем друг друга", - говорит Наталья Николаевна.
В ее отделении текучки кадров нет, хотя зарплата, как и у всех почтовиков, небольшая.
"Доверяем друг другу, в нашей работе по-другому нельзя... Все-таки деньги и ответственность", - говорит она.
СОБАКИ И БДИТЕЛЬНОСТЬ
Почта открывается в 9 утра, но работники приходят раньше. Ближе к 10 часам сотрудники томского почтамта на автомобилях привозят корреспонденцию и забирают письма из села. После сортировки оба почтальона выходят на свои маршруты, их общая протяженность - более 10 километров. При таких дальних расстояниях, по словам Натальи Николаевны, очень выручают два велосипеда. Один из них в мае был торжественно подарен "Почтой России", второй – собственность одного из почтальонов.
Дзержинские "Печкины" обслуживают более 3 тысяч человек: помимо самого села, это еще и близлежащий поселок Водозабор, а также строящийся коттеджный массив "Юбилейный".
"Зимой по Дзержинскому пешочком, а на Водозабор и в "Юбилейный" девочки на рейсовом автобусе ездят. Он каждые 40 минут ходит", - рассказывает глава отделения.
По ее словам, одной из самых больших проблем для почтальонов в Дзержинском еще совсем недавно были собаки.
"Года два назад вообще невозможно было пройти. Их осенью дачники оставляют, они идут в деревню, сбиваются в стаи и вперед по деревне гулять", - жалуется начальница почты.
Собаки в основном просто пугали, кусали редко. А в прошлом году их не стало - возможно, помогло обращение к руководству и к участковому.
Ставит их в известность Зинченко и о неблагополучных местных жителях.
"Нет, проблем не было. Сейчас три таких адреса у нас. Где-то алкоголики, где-то наркоманские притоны", - рассказала она.
В прошлом году Зинченко вызывала милицию, когда на почту пришел подозрительный человек с якобы выигрышными лотерейными билетами.
"Своих все равно всех же знаешь. Оператор передала мне номера, я вышла в зал. Он убежал, его на улице машина ждала. Мы в соседнее отделение сообщили сразу, что мошенники ездят. А билеты - один в один, что мы продаем, не отличишь", - делится глава отделения.
ПИСЕМ МЕНЬШЕ, ПОСЫЛОК БОЛЬШЕ
Деревенские почтальоны приносят газеты, письма, посылки, счета за коммунальные услуги и доставляют пенсии. Непосредственно в отделении, отмечает начальница, жители могут получить более 80 видов услуг, в том числе страхование. И купить здесь можно не только газеты, лотерейные билеты и открытки.
"Краску для волос продаем, сами еще не красим - не умеем. Но, возможно, будем, к тому идет", - шутит Зинченко.
Как отмечает Наталья Николаевна, в последнее время жители Дзержинского стали чаще выписывать газеты и журналы. Активнее всего заказывают "Аргументы и факты", "Красное знамя" и много детской литературы. По ее мнению, дело в активной агитационной работе почтальонов, "ведь они знают, что кого заинтересует".
А вот с письмами дело обстоит иначе.
"Объем писем все-таки уменьшился, наверное, из-за интернета, примерно 1,5 тысячи в месяц приходит, но раз на раз не приходится. А вот посылки отправлять стали чаще, в июне было 20, это больше, чем обычно, мы побили все рекорды. Входящих, конечно же, больше, у нас наложенный платеж идет, более 100 в месяц. А 10 лет назад их и не слали", - говорит она.
Традиционно люди шлют посылки на дни рождения с вещами, конфетами, осенью отправляют кедровые орехи.
"У нас два писателя живут, они свои книги отправляют. И поэты, и художники есть. Художники в основном из Ярославля получают кисти, краски. Много интересных у нас людей", - рассказывает начальница почты.
ЦВЕТЫ ДЛЯ ПОЧТАЛЬОНА
Теплые отношения между почтальонами и сельчанами иллюстрирует книга жалоб и предложений, на страницах которой нет ни одного отрицательного отзыва, а лишь благодарности, пожелания и просьбы поощрить работников.
"Почта расположена в жилом доме. Люди заходят поздороваться, просто проходя мимо. Цветы приносят, у кого какие расцвели, мол, девочки, вот вам цветочки. Один клиент так вообще нам постоянно полевые цветы носит охапками", - рассказывает Зинченко.
На вопрос, считает ли она свое отделение образцово-показательным, Наталья Николаевна ответила, что "еще очень много работы, чтобы до такого статуса дорасти".
"Вообще, у меня девчонки молодцы. Плохо, хорошо - мы все вместе, как семья. Мы на почте больше времени находимся, чем среди родных, домой только ночевать ходим. Несмотря на то, что наш рабочий день семь часов, если надо остаться, мы остаемся", - говорит глава отделения.
НЕВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
В операционном зале еще с начала 2000-х годов есть пункт коллективного доступа в интернет. Он и сейчас пользуется спросом, хотя многие жители Дзержинского выйти во всемирную паутину могут из дома. У работников почты в распоряжении тоже есть компьютер. По словам Зинченко, необходим еще один - для составления отчетов по пенсии, по приему и обработке входящей и исходящей корреспонденции, ведь все операции необходимо проводить в электронном виде. Дать технику обещают.
"Разнесли квитанции на оплату коммунальных услуг - и образуются очереди. У нас же в основном пенсионеры. Они добросовестные плательщики, сразу бегут", - рассказывает собеседница.
А бывает, техника подводит.
"Иногда слабо интернет работает. Но у меня оператор очень разговорчивая, люди не замечают, что в очереди стоят, она развлекает. И поэтому жалоб нет", - говорит Зинченко.