Рейтинг@Mail.ru
От аптеки Пеля к "Камчатке": неизбитый Питер - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От аптеки Пеля к "Камчатке": неизбитый Питер

Читать ria.ru в
Дзен
Санкт- Петербург принадлежит к числу тех городов, на изучение которых можно потратить всю жизнь, но так до конца и не разгадать всех его тайн и загадок. Однако есть в городе на Неве такие места, о которых порой не знают даже коренные петербуржцы, но познакомиться с которыми будет не менее интересно, чем с давно раскрученными достопримечательностями.

Санкт- Петербург принадлежит к числу тех городов, на изучение которых можно потратить всю жизнь, но так до конца и не разгадать всех его тайн и загадок. Разумеется, побывать там и не подняться на колоннаду Исаакиевского собора, не сфотографироваться на фоне Зимнего дворца, не посетить Петропавловскую крепость и Русский музей, не покататься на речном трамвайчике по рекам и каналам Северной Венеции - это серьезный туристический промах. Однако есть в городе на Неве и такие места, о которых порой не знают даже коренные петербуржцы, но познакомиться с которыми будет не менее интересно, чем с давно раскрученными достопримечательностями.

О том, что можно забраться на звонницу Смольного собора (площадь Растрелли, дом 3/1), знают очень немногие. Всего за 100 рублей вы отправляетесь в увлекательное путешествие по примерно 260 ступеням и, успокоив сердце и поборов одышку, радуетесь тому, что покорена еще одна "вершина". С колокольни видно Петропавловку, витиеватый изгиб Невы, Финский залив на горизонте, Спас на Крови, печально известные "Кресты" и место, где должен был произрасти непринятый горожанами "Охта-центр". А главное - виднеется в дали она, главный конкурент - колоннада Исаакия. Можно помахать ей рукой - ведь там сейчас толпятся десятки восхищенных туристов, а вы в интимной обстановке, поскольку посетителей на колокольне Смольного совсем немного, ощущаете себя практически наедине с городом. Только Питер и вы!

Кстати, как рассказал нам охранник, в Смольном вот уже три года как по воскресеньям в утренние часы вновь проводятся службы. В остальное же время это концертно-выставочный зал. Строил Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь Бартоломео Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны. После ее смерти работа встала, долгое время он стоял недостроенным, Екатерина II даже организовала в помещениях монастыря Институт благородных девиц. Достраивал же его архитектор Василий Стасов.

В советское время монастырь и церковь закрыли, что-то было вывезено, что-то разрушено. Сейчас, помимо прочего, в зданиях монастыря находится один из факультетов СПбГУ. К счастью, сохранился нетронутым фасад зданий. Обратите внимание на его стены - вас встречает множество пучеглазых ангелочков, свидетелей долгой и не всегда счастливой истории Смольного.

...Троллейбус вез нас по Суворовскому проспекту через Невский к Васильевскому острову. Мы вышли на стрелке, чтобы полюбоваться на одну из новых традиций петербуржцев. Возле самой воды установлен гранитный шар, о который молодожены в день свадьбы на счастье разбивают бокалы из-под шампанского. Откуда взялась эта традиция - никто не знает, но, судя по количеству разбитого стекла, следуют ей неукоснительно.

Впрочем, нас на Васильевском острове интересовали совсем не стрелка и не молодожены, а собор Святого Андрея Первозванного. Интересен он тем, что в нем сохранился уникальный 17-метровый золоченный деревянный иконостас XVIII века. А еще тем, что на его фасаде блестит на солнце необычный барельеф - два золотых ангела несут орден Андрея Первозванного. В этом храме молились святые Иоанн Кронштадский, Ксения Петербургская, последний русский царь Николай II. Собор находится на 6-й линии Васильевского острова, в пешеходной зоне, чем-то напоминающей московский Арбат. Кстати, на этой линии у метро "Василеостровская" установлена конка - трамвай, запряженный лошадьми, - этот вид транспорта широко использовался до того, как железнодорожники перешли на электрическую и паровую тягу.

Рядом, на 7-й линии нашлось еще одно любопытное место - аптека Пеля. Немецкий фармацевт жил тут до революции, он и его сыновья были известны на весь Петербург. Говорят, Пель изобрел первый в России препарат, благотворно влияющий на мужскую силу. В 2005 году здание горело, при проливке пострадали люстры, деревянные констр, однако аптека действует до сих пор, впрочем, это скорее аптека-музей, куда постоянно водят экскурсии. Можно и просто зайти и полюбоваться на весы, колбы, склянки, коробочки Пеля. Но за возможность воспользоваться фотоаппаратом берут 50 рублей.

Во дворе дома сохранилась труба от аптечной лаборатории, в которой, по легенде, Пель пытался выводить мифических грифонов. Местные жители не раз просили эту трубу разобрать, поскольку любители всего таинственного, карабкаясь по ней, заглядывают в окна - в общем, нарушают покой. Но трубу не трогают, она по-прежнему красуется во дворе, напоминая об амбициозных планах аптекаря.

Среди петербуржцев бытует поверье, что каждый, кто побывает в этом районе, а особенно возле башни - обретет богатство, добьется своих целей и исполнения желаний. Еще на кирпичах башни периодически появляются цифры, расположенные в случайном порядке. Кто-то видит в этом мистику и некий код Вселенной, приносящий людям счастье. Некоторые говорят о том, что цифры рисует по ночам краской какая-то бабуля. Кроме того, кирпичи нумеровал художник Андрей Кострома, живший в мастерской здесь же. Как бы то ни было, место это легендарное и явно необычное. Что здесь правда, а что - легенда, решать не нам, но если по-настоящему поверить, что эта труба приносит удачу - так почему бы и не сходить, и не посмотреть на нее? Только очень тихо, не нарушая покой местных жителей.

Двигаясь от аптеки в сторону Невы, вы встретите на пути Дом академиков, впечатляющий обилием "регалий" - даже непонятно, чего больше - окон или мемориальных досок. Последних, кстати, 29. В этом доме, например, жил академик Павлов, здесь же работает его музей-квартира.

На набережной поворачиваем направо и идем вдоль реки, в сторону церкви Успения Пресвятой Богородицы. Этот внушительных размеров храм на набережной лейтенанта Шмидта виден с колоннады Исаакия, но не все до него добираются. Сейчас это подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни, некогда он был подворьем Киево-Печерской лавры, о чем напоминает табличка на фасаде. Говорят, в росписи стен участвовал Васнецов. В 30-х годах храм закрыли, стены замазали, впоследствии в помещении церкви был организован первый в городе крытый каток, положивший начало триумфальной ленинградской школе фигурного катания. В 90-х годах храм вернули верующим. Сегодня там продолжаются реставрационные работы, но большая часть помещения уже приведена в порядок.

...Снова на автобусе переезжаем на Петроградскую сторону, побродить по дворам-колодцам, посмотреть на настоящий, повседневный Питер. Со стенами домов, разрисованными детской азбукой, с парикмахерской с нетривиальным названием "Истерика". А еще с культовым местом для истории отечественного андеграунда - клубом "Камчатка".

"Это странное место Камчатка" - пел в свое время Виктор Цой, которому 21 июня этого года исполнилось бы 50 лет. Так вот, именно об этом месте и шла речь в песне. На Блохина, 15, тогда была маленькая котельная, в которой ленинградские рокеры работали кочегарами (дабы не прослыть тунеядцами, что в советское время считалось нарушением закона), а в перерывах между рабочими часами пели песни, общались, принимали гостей. Был среди этих кочегаров и Цой. Во дворе возле входа в клуб - бюст певца, у которого фотографируются поклонники и под которым стоят живые цветы. Народу у "Камчатки" - не продохнуть, вечером все навеселе. Видно, что к памяти Цоя тут относятся с уважением... Это подтверждает и намерение назвать проход между домом и гаражами с ь переулком Виктора Цоя. Здесь даже висит табличка с этим названием и номером дома, правда, с припиской "проект". Что ж, будем надеяться, что ему суждено воплотиться в жизнь.

Вот таким может предстать перед вами Питер, когда вы приезжаете сюда в 130-й раз и уже не знаете, что еще нового можно увидеть в Северной столице. После таких прогулок отчетливо понимаешь, что список неизвестного в Петербурге неисчерпаем.

Юлия Медведовская, Владислав Петрович

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала