Материал подготовлен проектом Туризм Группы сайтов РИА Новости >>
От сего канала будут питаться Петербург и Кронштадт
и получать потребные материалы строения флота и их самих…
Пётр I о значении первого Ладожского канала
Все, кто приезжает в город Шлиссельбург полюбоваться некогда грозной крепостью Орешек, построенной новгородцами еще в начале XIV века, обязательно обращают внимание на старинные гранитные шлюзы, расположенные у речного причала. Однако немногие знают, что здесь берет начало Петровский канал - самое крупное гидротехническое сооружение Европы середины XVIII века и третья по масштабу после Петербурга и Кронштадта стройка петровской эпохи.
Петровский канал, позднее названный Староладожским, соединил в обход Ладожского озера две великие русские реки Волхов и Неву. Некогда крупнейший рукотворный водный путь сегодня местами зарос и не имеет сквозного прохода. И все же, чтобы понять масштабность проведенных работ, осмотреть прибрежные поселения и старинные храмы, полюбоваться створными знаками, чудом сохранившимися до наших дней, подышать свежим ладожским ветром, право слово, стоит немного пройтись по каналу на катере или проехать вдоль него на машине, двигаясь по трассе М-18 Петербург - Мурманск вдоль южного побережья Ладожского озера.
У истоков
С 1700 года Ладожское озеро становится ареной боевых действий между Россией и Швецией за выход России в Балтийское море. Чтобы контролировать акваторию озера, Петру I нужно было овладеть шведской крепостью Нотебург в истоке Невы и двумя крепостями на западном побережье озера, а также начать строительство военных кораблей новой Балтийской флотилии. В феврале 1702 года по приказу царя стольник Татищев, двигаясь вдоль южного побережья Ладожского озера, изучил берег и остановил свой выбор на устье реки Волхов.
В октябре того же года русские войска штурмом взяли Нотебург, который Петр переименовал в Шлиссельбург, то есть "ключ-город". Выход в Неву был открыт, и весной следующего года в устье Невы на острове Заячьем была заложена крепость Петра и Павла, а в 1705 году в ста верстах от Шлиссельбурга, в месте впадения Волхова в Ладогу заложены новые верфи и основано поселение Новая Ладога. Тогда же был взят шведский город Сордавалла, ныне Сортавала, спустя еще пять лет пала крепость Кексгольм (нынешний Приозерск), и Ладога оказалась свободна от шведов. До окончания войны с северным соседом и подписания Ништадтского мирного договора оставалось еще долгих 11 лет, а по Ладоге уже шли баркасы и карбасы со строительными материалами, военным снаряжением и продуктами.
Через девять лет после основания Петропавловской крепости поселение вокруг нее было провозглашено новой столицей Российской империи. Началось грандиозное строительство: возводились портовые и таможенные сооружения, первые каменные дворцы, здания министерств и ведомств, дома горожан. В 1713 году по указу самодержца все лица, принадлежащие к царскому двору, а также Сенат переехали в Петербург.
Новая столица и продолжающаяся война требовали огромного количества строительных материалов, продовольствия и оружия. Единственным доступным путем снабжения города был путь по рекам Волхов и Свирь, далее по Ладожскому озеру и Неве. По причине постоянных штормов и мелководья судоходство по Ладоге было крайне опасно. По статистике того времени каждый третий корабль терпел бедствие на Ладоге. За один только 1718 год воды озера поглотили около тысячи судов. Государство более не могло нести такие потери, и Петр I повелел приступить к строительству обводного канала.
Христофор Миних - герой-строитель канала
Идея построить открытый самотечный канал в обход Ладоги принадлежит царю Петру Алексеевичу. Канал протяженностью 104 версты и шириной 20-25 метров должен был соединить Неву и Волхов. Срок строительства - два года. 22 марта 1719 года, отслужив молебен и лично откатив первые три тачки ладожской землицы, царь Петр благословил строительство. Два года пролетели быстро, и, прибыв с инспекторской проверкой на место стройки, Петр к удивлению своему обнаружил до боли знакомую нам картину - деньги освоены, канала нет.
Свершив скорый суд над халтурщиками и казнокрадами, царь назначил начальником стройки века недавно прибывшего из-за границы инженера, генерал-лейтенанта Христофора Антоновича Миниха. Последний, выяснив обстановку и познакомившись с проектом, предложил усовершенствовать его. Запирая канал шлюзами в местах их примыкания к рекам Волхов и Нева, используя дополнительные пруды и плотины, он решил поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на два метра и тем самым в периоды половодья и межени исключить зависимость уровня воды в канале от боковой приточности и уровня воды в озере. Надо сказать, что для того времени это было революционное гидротехническое решение.
Под новым руководством и в соответствии с вновь утвержденным планом строительство пошло ударными темпами. Если в начале вольнонаемных работников, солдат регулярной армии и крепостных крестьян (по одному человеку от 20 дворов) на канале было 16 тысяч, то к его вводу в строй численность работных людей увеличилась до 25 тысяч.
Условия были страшные, смертность - ужасная, да и денег в казне на строительство катастрофически не хватало. Петр решил сделать стройку всероссийской, обложив все население страны новым налогом. Он ввел обязательный, так называемый канальный налог: для крестьян - по 70 копеек со двора в год, с купцов - по 5 копеек с каждого рубля дохода.
Но вернемся к Миниху. Бурхард Кристоф фон Мюнних, происхождения немецкого, по образованию, как бы мы сегодня сказали, инженер-гидротехник, прибыл в Россию в 1721 году в возрасте 38 лет от роду. Не посулы больших и легких денег заставили искать Миниха службу за границей, но склонность его к бесконечным интригам, лжи и перемене своего мнения в угоду обстоятельствам. С другой стороны, если уж он в такие лета сумел дослужиться до звания генерал-полковника, то, несомненно, обладал исключительными организаторскими способностями и профессиональными знаниями.
В России судьба уготовила ему тернистый путь, полный взлетов и падений. Ему суждено было быть и российским фельдмаршалом, и арестантом, приговоренным к смертной казни, которая была заменена на пожизненную ссылку. Начав строительство канала при Петре I, Миних руководил стройкой и после его смерти. С воцарением Елизаветы Петровны в 1741 году, он был судим и выслан в город Пелым. По прошествии 20 лет, в 1762 году, был возвращен из ссылки Петром III. Интриговал против Екатерины, но после смерти Петра III, как ему и пристало, присягнул ей, за что вновь получил назначение на должность генерал-директора Ладожского канала.
Обслуживание гидротехнического чуда
До открытия канала Петр I не дожил, хотя в 1724 году ему удалось поплавать на своем ботике по готовой части канала и оценить проделанную работу. Вернувшись с Минихом в Петербург, на заседании Сената царь заявил: "Я нашел человека, который мне окончит Ладожский канал. Еще в службе у меня не было такого иностранца, который бы так умел приводить в исполнение великие планы, как Миних!".
Открывая 19 марта 1731 года канал, императрица Анна Иоанновна объявила, что ныне "всякие суда и плоты без всякого задержания и бывшего на Ладожском озере страху, из реки Волхова прямо в Неву-реку проходить будут", и нарекла канал именем Петра Великого. Рукотворное чудо вошло в состав Вышневолоцкого водного пути, позднее став частью Мариинской водной системы, которая ныне называется Волго-Балтийский водный путь. На момент окончания строительства канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе, а по количеству перевозимых грузов и по числу проходивших по нему судов ему не было равных в России.
Для возмещения вложенных средств за проход по каналу взимался налог. Величина его определялась длиной судна, а также видом и весом груза. Охрану стратегического объекта осуществлял особый Ладожский батальон, части которого были расформированы по слободам вдоль канала на расстоянии 24 версты друг от друга.
Проводка судов осуществлялась не самоходом, а конной тягой. Кстати, эта идея в начале XX века была воплощена на Панамском канале, где уже не лошади, а "электрические мулы" - электровозы, начали проводить корабли по шлюзовым камерам. Проводкой судов занимались ладожские крестьяне, а сам промысел этот называли бечевым. Суда в зависимости от их размеров тянули от одной до четырех лошадей.
Для перевозки пассажиров и части грузов использовались лодки с высокими бортами и малой осадкой - трешкоты. Каждое судно перевозило одновременно до четырех десятков человек. Для пассажиров первого класса внизу имелось четыре каюты с окошками. Путь от Новой Ладоги до Шлиссельбурга тершкот проходил за сутки.
Мы поведали только о самом первом, по времени строительства, Ладожском канале. Всего было прорыто три участка Петровского канала: от реки Нева до реки Волхов, строительство которого продолжалось с 1719 по 1731 год. Еще при жизни Петра начатое в 1724 году строительство второго участка от реки Волхов до реки Сясь завершилось только в 1802 году. Последний участок Петровского канала от реки Сясь до Свири строился с 1802 по 1810 год.
В 1862 году в связи с тем, что старый Петровский канал сильно обмелел и уже не справлялся с возросшим число кораблей, его сняли с баланса Волго-Балтийского морского пути. В рекордно короткие сроки - с 1861 по 1866 год - был построен Новоладожский канал, который используется для нужд судоходства и поныне. Кстати, с момента основания Петербурга и до начала строительства обходного Ладожского канала на дне озера нашли свою последнюю гавань около 10 тысяч судов.
Для нужд судоходства Петровский канал был закрыт только в 1920 году. В 1960-м он был взят под охрану как памятник истории и культуры федерального значения.
Спешите видеть
Осмотр Петровского канала начинается в Шлиссельбурге. До города можно доехать от станции метро "Дыбенко" на рейсовом автобусе №575 или на автобусе №440 от станции метро "Пролетарская". Входные шлюзовые камеры Староладожского канала находятся в одном километре от истока Невы. Рядом с ними расположен соборный комплекс: Никольская церковь, Благовещенский собор и Казанская часовня. На другой стороне канала - памятник Петру Великому.
Сооруженные при строительстве канала водоспуски сохранились в поселках Белые Озерки, Кобона, Лаврово, Нижняя Шальдиха и Назия. В 38 километрах от Шлиссельбурга в сторону Новой Ладоги канал пересекает речку Лаву, по которой до начала Северной войны проходила граница между Россией и Швецией.
Оканчивается первый участок Петровского канала шлюзовыми камерами в городе Новая Ладога в четырех километрах от устья Волхова. По внешнему виду этих гранитных плит видно, что строился канал на века.
В Новой Ладоге можно осмотреть Никольскую церковь постройки XVI века и створные чугунные знаки, но об этом подробно написано здесь.
Алексей Хованов