МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. Счетная палата видит риски в существующем объеме номинированных в евро резервов Центрального банка, заявил замглавы ведомства Валерий Горегляд, выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы.
"Давайте обратим внимание на то, что у нас в резервах Центрального банка достаточно большое количество денег номинировано до сих пор в евро, а ситуация с евро, конечно, очень тревожная", - сказал он, комментируя пакет антикризисных мер, предлагаемых правительством для принятия Госдумой.
Чиновник отметил, что большинство этих мер касается бюджетных проблем, а возможный кризис имеет и другие аспекты, в том числе долговой и валютный.
"Сегодня рассматривали возможные полномочия, которыми может обладать правительство в случае необходимости принятия экстренных мер в случае бюджетных проблем", - пояснил он журналистам по итогам заседания.
Однако, заметил Горегляд, опыт прошлых кризисов говорит о том, что начинаются они не с бюджетной сферы, а с финансового и банковского сектора. "Мы говорим о том, что в целом денежным властям - и правительству, и Центральному банку - необходимо разработать комплексных экстренных мер, касающихся фондового рынка, долговой политики - эти все позиции здесь пока не находят отражения", - пояснил он.
Отвечая на вопрос о том, считает ли он необходимым сокращать резервы ЦБ в евро, Горегляд отметил, что такое заявление могло бы вызвать панику. "Но, согласитесь, что 40% (резервов ЦБ), номинированных в евро, притом, что евро действительно испытывает определенные угрозы, - это угроза и для нас", - добавил он.
Чиновник также заметил, что некоторые центробанки потихоньку уменьшают долю евро уже сегодня.
К КРИЗИСУ ГОТОВЫ?
Говоря о предлагаемых сегодня антикризисных мерах, Горегляд также отметил, что необходимо внести изменения в законодательство, учитывая опыт прошлого кризиса, когда некоторые инструменты срабатывали недостаточно эффективно. "Хотелось бы обратить внимание, что целый ряд мер, которые сегодня озвучены, недостаточно эффективно сработали в период прошлого кризиса", - отметил он. Это, например, касается инструмента государственных гарантий по банковским кредитам, который в целом является правильной мерой, однако в период кризиса 2008-2009 годов не был использован многими системообразующими предприятиями. "Процедура была достаточно сложной, кроме того, эти меры принимались со значительным опозданием", - пояснил замглавы Счетной палаты, выразив надежду, что в следующий раз такого не произойдет.
То же самое, по мнению Горегляда, касалось предполагаемого обмена государственных облигаций на привилегированные акции банков. "Эта мера существовала, но ей никто не воспользовался. Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы эта мера не оказалась декларативной", - отметил чиновник.
Отвечая на вопросы депутатов о готовности системы государственных финансов к возможному кризису в целом, он отметил, что уровень готовности в текущем году меньше, чем был в 2008 году. "Что касается государственных финансов, то уровень нашей готовности в 2008 году был, естественно, выше, чем в 2012, потому что объем резервов у нас сегодня ниже, чем в 2008 году, а вот обязательства, в том числе социальные расходные обязательства, - значительно выше", - заявил Горегляд.
Вместе с тем, отметил замглавы Счетной палаты, в частном финансовом секторе сегодня готовность к возможным кризисным явлениям более высокая, чем в прошлый раз, так как в 2008 году был огромный объем кредитов, "как раз выплаты очень многих долгов приходились на этот короткий период времени, а сегодня они реструктуризованы, хотя объем достаточно большой, в целом ситуация менее критична".