Чуть более 10% государственных вузов РФ перед началом приемной кампании 2012 года разместили на своих сайтах исчерпывающую информацию об условиях зачисления и организовали прием документов в электронном виде, свидетельствуют данные второго этапа мониторинга открытости сайтов вузов для абитуриентов, проведенного НИУ Высшая школа экономики и РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор".
По сравнению с 2011 годом сайты российских вузов стали более открыты и прозрачны. В этом году 12% вузов разместили на своих сайтах всю необходимую информацию и предоставили возможность сдавать документы в электронно-цифровом виде, в прошлом году это сделало 8% вузов.
На сайтах появилось больше информации об условиях платного обучения, стоимости, количестве мест по каждому направлению подготовки, образец договора для поступающих на платное обучение, отмечают авторы исследования.
Так, по данным мониторинга, 89,2% вузов разместили данные о количестве платных мест, в 2011 году таких вузов было 75,9%. Информацию о стоимости обучения обнародовали 88,2% вузов, в прошлом году - 72,4%.
Однако ухудшилась ситуация со своевременной публикацией на сайтах вузов минимальных баллов ЕГЭ. В 2012 году их разместили 70,9% вузов против 76,6% в прошлом году.
Авторы мониторинга объясняют это тем, что в текущем году Рособрнадзор объявил минимальные баллы по четырем предметам (обществознанию, физике, географии и литературе) только 22 июня. При этом вузам предписывается разместить на своих сайтах минимальные баллы до 20 июня.
"Те, кто предписание выполнил, писали примечания, что баллы по обществознанию, физике, географии и литературе будут объявлены позже. В 2011 году к 20 июня не были известны минимальные баллы только по физике и истории", - отмечают исследователи.
Многие вузы размещали обязательную для публикации на сайтах информацию в одном разделе в прикрепленных файлах сплошным списком.
"Как ни странно, такой способ размещения информации, возможно, кажется не самым красивым, зато оказался самым наглядным. Почти все вузы, размещавшие информацию таким способом, набрали более 120 из 135 баллов. Те, кто размещал информацию для абитуриентов с использованием флэш, фреймов, банеров и всплывающих окон, несколько проигрывают в наглядности и прозрачности сайтов", - считают авторы мониторинга.
Что касается информации для поступающих в магистратуру то, несмотря на достаточный объем, способы ее размещения далеки от идеалов, отмечают исследователи.
Часть вузов создает отдельный подраздел «Магистратура» в разделе для абитуриентов. Кто-то размещает информацию в разделе для поступающих на бакалавриат, при этом никак ее не отделяя. У некоторых она размещена в разделе сайта, посвященном образованию.
Многие вузы комбинируют все перечисленные способы. При этом данные о количестве мест и стоимости обучения в магистратуре могут быть размещены внутри файлов с данными о бакалавриате, отмечают авторы исследования.
Результаты мониторинга прозрачности сайтов государственных вузов, II этап 2012 (бакалавриат)
Критерии оценки прозрачности сайтов вузов для абитуриентов, II этап 2012 (бакалавриат)
Результаты мониторинга прозрачности сайтов государственных вузов, II этап 2012 (магистратура)
Критерии оценки прозрачности сайтов вузов для абитуриентов, II этап 2012 (магистратура)
* Данные по результатам мониторинга прозрачности сайтов вузов обновляются еженедельно