С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 июл - РИА Новости. Яхта "Апостол Андрей" готовится к отплытию из Петербурга, чтобы в июле-августе пройти в Арктике по маршруту пропавших экспедиций Седова и Русанова, а также испытать работу новой навигационной системы, сделанной петербургскими учеными, сообщил РИА Новости капитан яхты Николай Литау.
В предстоящей экспедиции экипаж яхты будет тестировать спутниковый навигатор "Интеграция", разработанный в Петербурге Российским институтом радионавигации и времени (РИРВ). Впервые навигация в высоких широтах (выше 82 градусов северной широты) будет осуществляться с помощью спутникового навигатора российского производства.
Во вторник, 3 июля, яхта отправится из Шлиссельбурга по маршруту: Беломорканал - Мурманск - Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Новая Земля - западное побережье Таймыра - Шлиссельбург. Также "Апостол Андрей" будет проводить топографическую маркировку местонахождения находок по следам экспедиций Русанова и Седова.
ИСПЫТАНИЕ АРКТИКОЙ
"Мы оснащены достаточно серьезно: приборы GPS, навигационная аппаратура... Но нам любопытно посмотреть, как это будет работать, хотим испытать отечественное оборудование, тем более, сложилось так, что наш главный навигационный прибор американского производства отработал 15 лет и недавно вышел из строя", - рассказал Литау.
С научной точки зрения эксперимент с навигационным оборудованием должен показать, как работает совмещенная многоканальная навигационная аппаратура. Этот опыт позволит проверить на практике гипотезу о более высокой точности получения координат судна с помощью ГЛОНАСС, в отличие от GPS, заявил агентству пресс-секретарь РИРВ Юрий Купин.
"Преимущество при использовании ГЛОНАСС в полярных широтах в том, что, в отличие от спутников GPS с экваториальной орбитой, спутники ГЛОНАСС с орбитой вблизи полярного круга дают лучший прием корректирующего сигнала в Арктике и Антарктике - за счет того, что имеют склонение орбиты ближе к полюсам Земли", - пояснил Купин.
Он добавил, что пока системы ГЛОНАСС не слишком хорошо работают в Арктике, но в перспективе предполагается, что они будут работать гораздо точнее GPS. Уже сейчас новая система может выдавать координаты судна в море с точностью до одного метра.
"Проверке будет подвергнуто также качество приема навигационного сигнала от импульсно-фазовой навигационной системы "Чайка" и LORAN-C, активно используемой на Скандинавском и на Кольском полуострове, а также качество приема сигнала в европейском формате EUROFIX и корректирующей информации от средневолновых морских радиомаяков", - сообщил Купин.
ЧТО БУДЕТ ИСКАТЬ "АПОСТОЛ АНДРЕЙ"
В 1998 году "Апостол Андрей" первой из отечественных яхт прошла Северным морским путем - в сложнейших ледовых условиях. В этом году судно ждет уже шестая арктическая навигация, отметил Литау, и посвящена она будет пропавшим экспедициям Георгия Седова и Владимира Русанова, вышедшими сто лет назад в Арктику на парусниках "Святой великомученик Фока" и "Геркулес".
"Наша задача - не искать пропавшие экспедиции, поскольку их кто только не искал. Мы хотим просто вспомнить этих людей, пройти их маршрутами. Тем более, в этом году исполняется сто лет, как Русанов был на Шпицбергене и установил там 28 заявочных столбов для добычи каменного угля. Он был серьезный исследователь", - сказал Литау.
В Арктику на "Апостоле Андрее" пойдет экипаж, состоящий из шести человек. Автономность плавания яхты - два месяца.
"В своей жизни яхта прошла три кругосветки: через Севморпуть, канадскую Арктику, Антарктиду обогнули. Более 100 тысяч морских миль пройдено в этих кругосветках. Восемь раз "Апостол Андрей" пересекал экватор. Потом мы три года стояли, а теперь снова ходим в море", - рассказал Литау.
Два раза "Апостол Андрей" терял руль, вспоминает капитан. Один раз - у острова Кергелен в Индийском океане, а второй раз - в море Росса у западной Антарктиды.
"Обломилось перо руля, и мы по месяцу выходили из тех широт. Одну из каютных дверей сняли и ее приспособили, чтобы подруливать. Три раза теряли винт", - пояснил Литау.
Планы на следующий год у яхтсменов уже есть. В 2013 году исполняется 100 лет со дня открытия Северной Земли экспедицией под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". И если в этом году внимание экипажа "Апостола Андрея" сосредоточено на восточной Арктике, то в следующем году курс будет проложен на запад - к берегам крупнейшего архипелага, открытого в 20 веке.
Двухмачтовая яхта "Апостол Андрей" была заложена 1 июля 1993 года в Твери, принадлежит клубу "Приключение" путешественника Дмитрия Шпаро. Длина яхты - 16,2 метра, ширина - 4,8 метра, осадка - 2,7 метра, водоизмещение - 25 тонн. Общая площадь парусов - 130 квадратных метров, максимальная скорость под парусами до 12 узлов.