Рейтинг@Mail.ru
Первые залпы Сталинградской битвы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Первые залпы Сталинградской битвы

Вторая мировая месяц за месяцем. Июль 1942 года

© Фото : Фото предоставлено музеем-заповедником "Сталинградская битва"Куда дальше? Сталинград 1942 год
Куда дальше? Сталинград 1942 год
Читать ria.ru в
Июль 1942 года, 35-й месяц Второй мировой войны. Немецкие войска перешли в стратегическое наступление на юге страны. Пал Ворошиловград, Ростов-на-Дону, нацисты вышли на дальние подступы к Сталинграду. Начался их бросок на Кавказ. Сталин в ответ издал знаменитый приказ, известный под названием "Ни шагу назад!", до предела ужесточающий дисциплину в Красной Армии.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Июль 1942 года, 35-й месяц Второй мировой войны. Немецкие войска перешли в стратегическое наступление на юге страны. Пал Ворошиловград (ныне Луганск), Ростов-на-Дону, нацисты вышли на дальние подступы к Сталинграду. Начался их бросок на Кавказ. Сталин в ответ издал знаменитый приказ № 227 (известный под названием "Ни шагу назад!"), до предела ужесточающий дисциплину в Красной Армии.

На острие танкового меча

Изрядно потрепав в июньских боях части советского Юго-Западного фронта, вермахт продолжал стремительное наступление вглубь СССР, нацеливаясь на воронежское и ворошиловоградское направление. 4-й танковой армии генерала Гота удалось прорвать оборону войск Брянского фронта генерала Голикова, развивая наступление на Воронеж.

Поспешные контрудары, в силу их неподготовленности, успехов не имели. К тому же, обстановка резко ухудшилась после удара 6-й полевой армии под командованием будущего "героя" Сталинграда, генерала Паулюса. 3 июля в "мешок" попали шесть советских дивизий из 40-й и 21-й армий. 4 июля бои завязались уже на подступах к Воронежу, а на следующий день танкисты Гота завязали бои в западной части города.

Немцы методично продолжали выполнять план "Блау", предусматривавший нанесение главного удара по врагу на южном участке советско-германского фронта. На их пути на короткое время встала 5-я танковая армия под командованием Героя Советского Союза генерала Лизюкова. Ее задачей было нанесение контрудара по острию немецкого танкового "меча".

Несмотря на громкое название, численность 5-й армии соответствовала танковому корпусу немцев. Но это было лишь полбеды. В бой она вводилась с 6 июля по частям, без должной разведки, в надежде, что германские панцерваффе не задержатся в городе и, передав позиции пехоте, начнут развивать наступление дальше, сильно растянув свои фланги.

Однако враг предусмотрел возможность советских контратак и временно перешел к обороне, встретив танки Лизюкова мощным огнем сотен танковых и орудийных стволов. В итоге за 10 дней ожесточенных боев 5-я армия перестала существовать как соединение, а ее остатки были переданы другим частям. Сам же Лизюков погиб в контратаке 25 июля.

Тем не менее, лизюковцы добились некоторого затруднения смены германских танковых частей, необходимых для стремительного броска к берегам Волги, на пехотные. Командование вермахта было вынуждено ослабить натиск Паулюса против советского Юго-Западного фронта, забрав у будущего фельдмаршала армейский корпус, который направило в район Воронежа.

Блицкриг 1942-го

Противники совершили ряд важных организационных мероприятий. 7 июля Сталиным был образован новый - Воронежский - фронт, командующим которым был назначен генерал Ватутин. Генерала Голикова на посту командующего Брянским фронтом сменил будущий победитель Паулюса, генерал Рокоссовский.

В свою очередь, Гитлер разделил группу армий "Юг" на группу армий "А" и "Б". Первая предназначалась для наступления на Кавказ и захвата нефти, вторая должна была выйти к Волге и взять Сталинград.

Иными словами, две крупнейших группировки армий "Юг" должны были чем дальше, тем больше расходиться друг от друга. Такое раздробление сил вызвало резкую критику со стороны командующего группой армий "Юг" фельдмаршала фон Бока, который 15 июля был отправлен Гитлером в отставку.

Фюрер хотел как можно скорее захватить грозненскую и особенно бакинскую нефть, чтобы наладить снабжение своих танковых войск, которым на бескрайних российских просторах хронически не хватало горючего.

Недальновидность такого разделения, продиктованная принципом "Все и сразу!", проявилась вскоре после начала Сталинградской битвы, когда упорное сопротивление советских войск вынудило нацистов 31 июля срочно повернуть с Кавказского направления на Сталинград 4-ю танковую армию, чтобы помочь забуксовавшим на Дону частям Паулюса.

В целом же, события июля 1942-го на южном фасе советско-германского фронта производили впечатление дежа вю образца лета 1941-го – господствующая в воздухе вражеская авиация, практически безнаказанно наносящая бомбовые удары, плюс стремительные танковые удары, с последующими "мышеловками" для советских дивизий и даже армий, пытающихся с боями отходить на восток.

Вновь, как будто бы и не было победного контрнаступления под Москвой, в воздухе отчетливо запахло блицкригом.

Как и год назад, между частями Южного и Юго-Западного фронтов образовалась обширная "дыра". В нее тут же устремились немецкие танковые и мотомеханизированные части, которые окружали советские части, пытающиеся сопротивляться.

В частности, в "котел" попали части 9-й, 24-й и 38-й армий, лишь некоторым из которых удалось вырваться из западни. В связи с тем, что штаб Юго-Западного фронта утратил контроль над частью своих соединений, 12 июля он был расформирован, а на его базе был создан новый, Сталинградский.

Первые залпы Сталинградской битвы

Вечером 16 июля одно из свежих соединений этого фронта, 62-я армия, прославившаяся позднее своей героической обороной Сталинграда, силами передового отряда 147-й стрелковой дивизии отбила несколько мелких немецких танковых атак. Противники не подозревали тогда, что это лишь начало многомесячной гигантской Сталинградской битвы. На следующий день на рубеже рек Чир и Цимла бойцы 62-й и 64-й армий встретились с более крупными силами 6-й германской армии.

Характерный эпизод произошел в те дни с будущим командармом 62-й армии генералом Чуйковым, который чуть не погиб в результате атаки немецкого самолета. "Наш У-2 был совершенно не вооружен. Ю-88 имел пушки и пулеметы. Начался бой кота с мышью. После девятой или десятой по счету атаки противника наш самолет ударился о землю и разломился пополам", – позднее вспоминал один из самых прославленных советских полководцев.

К счастью, и он, и летчик остались в живых.

17 июля был оставлен Ворошиловград, 23 июля пал Ростов-на-Дону, который советским войскам удалось отстоять в ожесточенных боях в ноябре 1941 года. 24 июля немцы прорвались к Дону, окружив три советские дивизии. К концу июля линия обороны проходила по берегам Дона. До Сталинграда оставалось всего лишь несколько десятков километров.

Отступать некуда, позади заградотряд

28 июля Сталин, как нарком обороны, отдал грозный приказ № 227, в котором констатировал, что после потери Украины, Белоруссии, Прибалтики страна потеряла "более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год".

Приказ категорически запрещал самовольный отход войск и вводил в Красной Армии штрафные роты и штрафные батальоны, а также заградотряды, на которые возлагалась задача расстреливать на месте паникеров и трусов.

Однако "дранг нах остен" был слишком силен, чтобы его можно было остановить одними директивными указаниями. К началу битвы за город на Волге наступающие имели значительное превосходство над обороняющимися: в людях – в 1,7 раза, в танках и артиллерии — в 1,3, в самолетах — более чем в 2 раза.

Кроме того, войска нового Сталинградского фронта, как правило, не имели еще боевого опыта и занимали неподготовленные оборонительные рубежи. Не хватало авиации и артиллерии, в том числе зенитной и противотанковой. Ощущался острый дефицит снарядов и патронов.

Тем временем, 25 июля началась битва за Кавказ, где главным тараном группы армий "А" выступила 1-я танковая армия генерала Клейста, блестяще зарекомендовавшая себя в 1941 году. Ей противостояли три советских фронта (Южный, Северо-Кавказский и Закавказский) и Черноморский флот.

Впрочем, вскоре после начала немецкого наступления, потерпев ряд тяжелых поражений, Южный фронт был расформирован, а его части переданы Северо-Кавказскому, перед которым была поставлена задача остановить противника. Он был разделен на две части – Донскую оперативную группу, которая прикрывала Ставрополь, и Приморскую, оборонявшуюся на краснодарском направлении. Как и на Сталинградском фронте, основные бои на этом направлении разгорелись уже в августе.

Убиты подо Ржевом

Весьма драматические события развернулись и на центральном участке советско-германского фронта, где уже много месяцев бушевала Ржевская битва.

В июле 1942 года одним из ее фрагментов стало мощное наступление 9-й германской армии, которая стремилась срезать громадный выступ советских войск в районе поселка Холм-Жирковский, занимаемый частями 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса. Немцев беспокоило то, что весьма крупная группировка Калининского фронта нависала над важными транспортными коммуникациями группы армий "Центр" и в любой момент могла их перерезать.

2 июля в рамках операции "Зейдлиц" последовал мощный удар вермахта, а уже 5 июля кольцо вокруг оборонявшихся сомкнулось. 6 июля немцы разрезали "котел" пополам и приступили к ликвидации окруженных, которые, к их чести, ожесточенно сопротивлялись и до двадцатых числе июля предпринимали отчаянные попытки вырваться к своим. Некоторым это удалось. Из окружения удалось вывезти на У-2 штаб 39-й армии и ее командующего, генерала Масленникова.

Однако не всем так повезло. Оставшийся за командарма генерал Богданов, который организовал прорыв из окружения, погиб. В целом же, из западни вырвалось около 20 тысяч человек, в то время как более 30 тысяч попали в плен. Кроме того, немцы захватили более 2 тысяч танков и более 500 орудий. А самое тревожное, они нанесли серьезное поражение войскам Калининского фронта, сильно уплотнив свою оборону и обезопасив свои коммуникации.

Однако советское командование не теряло надежды захватить Ржев. 30 июля началось наступление 29-й и 30-й армий. Части последней к концу дня прорвали на несколько километров оборону 6-го германского корпуса. До Ржева оставалось всего каких-то 6 километров. Однако на их преодоление ушел весь следующий месяц.

Не лучше в июле обстояли дела и на море. С 4-го по 7-е июля немецкие подводники и летчики люфтваффе разгромили английский арктический конвой PQ-17, который направлялся в СССР со стратегическими грузами и военной техникой.

Успеху нацистов способствовало весьма спорное решение британского адмиралтейства, которое отозвало крейсеры и эсминцы охранения из-за угрозы нападения тяжелых немецких кораблей во главе с линкором "Тирпицем". Конвою предписывалось рассеяться и добираться до советских портов самостоятельно.

В итоге до пунктов назначения добрались лишь 11 судов, 24 были потоплены, из них 16 – в результате подводных атак. Немцы же потерь не имели. В целом, PQ-17 стал самым неудачным полярным конвоем Второй мировой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала