Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Науке это может быть и неизвестно, а вот в кинематографе более чем за столетие развелось такое множество инопланетян, что и не сосчитать. Противные зеленые человечки из "Марс атакует!" или тощие многорукие выпивохи из "Людей в черном". А как же без Крыса и Весельчака У? РИА Новости попыталось выбрать из этого множества наиболее типичные и наиболее необычные образы инопланетян, оставивших след в массовой культуре. Опознанием и классификацией инопланетных видов занималась Наталья Попова.
Селениты
Самым первым видом инопланетян, "изученных" кинематографистами были селениты - обитатели спутника нашей планеты, придуманные Жоржем Мельесом в начале ХХ века. Селениты - человекоподобные гуманоиды, были названы в честь богини Селены. Существа разумные, живут сплоченной группой, часто возглавляемой королем. Отличаются большой прыгучестью и подвижностью. При уколе зонтиком или нападении земного астронома превращаются в пыль.
Фильм "Путешествие на Луну", снятый Мельесом в 1902 году, считается первым в истории научно-фантастическим фильмом и безусловным шедевром раннего периода кинематографа. Мельес наполнил картину множеством спецэффектов, которые сам же и придумал. Представителей другого мира в фильме сыграли акробаты из Фоли-Брежер, знаменитого парижского варьете. Костюмы "инопланетян" Мельес тоже разрабатывал сам - получился своеобразный гибрид земных приматов и ракообразных. Селениты населяли спутник Земли и в романе Герберта Уэллса "Первые люди на Луне" (1901 год), но у него эти существа скорее напоминали насекомых.
Марсиане
В 1924 году наш соотечественник режиссер Яков Протазанов "открыл" еще один вид обитателей нашей Солнечной системы - марсиан, за пару лет до того описанных в романе Алексея Толстого. Эта гуманоидная раса практически не отличается от населения Земли, как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения форм психического развития: им не чужды те же страсти, и особенности поведения, наблюдаются аналогичные земным формы государственного устройства.
"Аэлита" стала первым фильмом Протазанова после возвращения из эмиграции. Алексей Толстой сценарий по мотивам собственного романа писать не стал, это дело доверили Федору Оцепу. В центре сюжета - не научные изыскания или социально-политические аспекты типа "торжества революции", а любовь землянина - инженера Лося (Николай Церетели) и марсианки - королевы Аэлиты (Юлия Солнцева). Фильм был прохладно принят современниками, а прогрессивные советские критики и вовсе его разгромили. Сейчас же этот первый советский научно-фантастический фильм ценят, в том числе и за созданные образы марсиан и марсианской действительности. Над созданием декораций в стиле конструктивизма работал художник и сценограф Виктор Симов, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой.
Всевозможные гуманоиды
Гуманоиды - наиболее часто встречающиеся представители иных миров. Они практически не отличаются от людей с биологической точки зрения. Иногда способны к телекинезу, телепортации и т.д. в зависимости от фильма обитания. Родом, по всей видимости, с планет схожих с Землей по экологическим условиям. Иногда имеют сомнительные намерения, как то - захват планеты Земля или истребление ее населения.
Голливудские гуманоиды
1950-е годы в Голливуде стали временем расцвета научной фантастики, повествующей о полетах в космос или вторжениях пришельцев. Технический прорыв, развитие космонавтики на фоне "холодной войны" рождали вполне понятные метафоры. Целью этих фильмов было показать опасность подобного вторжения, а внешний вид "условного врага" в данном случае большого значения не имел. Кроме того, как ни старались гримеры - персонажи у них выглядели скорее смешно, нежели страшно. Кстати, во "Вторжении похитителей тел" (1956) - одном из фильмов о пришельцах, ныне считающихся классикой жанра - инопланетян и вовсе нельзя увидеть, они превращаются в людей где-то за кадром.
Один из наиболее заметных фильмов того времени "День, когда остановилась Земля" (США, 1951), угрозу здесь представляет вовсе не пришелец в исполнении Майкла Ренни и даже не его робот, а сами земляне, разобщенные и угрожающие друг другу ядерным оружием.
Миролюбивые инопланетяне - это все-таки редкость. В связи с этим нельзя не упомянуть и о "худшем фильме в истории кинематографа" - "План 9 из открытого космоса", снятый Эдом Вудом в 1959 году. Пришельцы здесь такие же люди, решившие истребить население Земли с благой целью - земляне угрожают миру во Вселенной. Орудие убийства не бластеры или летающие тарелки (последние, кстати, были куплены в обычном магазине игрушек), а троица живых мертвецов, одного из которых сыграл Бела Лугоши, этот фильм стал для актера последним.
Человекоподобный клон с планеты Десса
Единственным в своем роде инопланетянином в советском кинематографе стала Нийя - клон в фильме "Через тернии к звездам" (1980), снятом Ричардом Викторовым по сценарию Кира Булычева. Сюжет ленты сосредоточен не столько на своеобразии инопланетянки, а на ее родной планете, погибающей от экологической катастрофы. Тем не менее, запомнился зрителям фильм во многом благодаря "космической" внешности исполнительницы главной роли Елены Метелкиной.
Пацаки и чатлане
Культурное своеобразие населения планеты Плюк (215 в Тентуре галактики Кин-дза-дза в Спирали) позволяет выделить население этой планеты в отдельный подвид человекоподобных. Планета Плюк технически сильно опередила Землю, но находится в упадке, например, довольно трудно найти запчасти для межпланетных кораблей ("гравицаппа"). Население планеты - чатлане и пацаки внешне не отличаются от землян, но способны читать мысли, благодаря чему быстро осваивают другие языки. Принадлежность к касте "пацак" или "чатланин" определяется при помощи специального прибора "визатора", который присваивает пацаку зеленый цвет, а чатланину оранжевый. Еще одна отличительная особенность пацака - это "цак", колокольчик, который вешают на нос. Строгая кастовость проявляется в угнетении пацаков чатланами, в частности хорошим тоном считается, когда при встрече с чатланином пацак приседает особым образом (в данной культуре это называется "делать ку"). Также принадлежность к той или иной касте и уровень богатства показывает цвет штанов. Особую ценность на планете представляют земные спички - "кэ-цэ".
Фильм Георгия Данелии, вышедший на экраны в 1986 году имел невероятный успех, а вымышленные слова и фразы стали устойчивыми выражениями в современном русском языке. Название фильма было придумано в ходе съемок, когда исполнитель роли Уэфа Евгений Леонов напевал "Кинза: Кин-дза-дза-дза", песня забылась, а название осталось. В 2005 году Георгий Данелия решил снять анимационный ремейк фильма, премьера намечена на 2013 год.
Громозека
Житель планеты Чумароз. Согласно описаниям очевидцев, внешне напоминает нечто среднее между осьминогом, слоном и акулой, в анимационном варианте скорее напоминает киборга. Среди других физиологических особенностей наличие трех сердец. Рост около 3,5-4 метров. Пищевые пристрастия - валерьянка. Существо разумное, профессиональный археолог.
Громозека - персонаж серии книг об Алисе Селезнёвой Кира Булычёва, а также снятых по их мотивам фильмов и мультфильмов. Сам писатель соглашался с тем, что это один из самых известных и успешных его персонажей.
Вулканцы, ромуланцы и прочие клингоны
Перечислить Расы, населяющие сериал "Звездный путь", не представляется возможным в данном "исследовании". Все их можно отнести к гуманоидам, различия незначительны. Так, например, ромуланцы отличаются серым или зеленоватым цветом кожи, резкими чертами лица и острыми ушами. Типичные андорианцы имеют голубой оттенок кожи, белые или серебристые волосы, а также антенны на поверхности черепа. Некоторые виды от рождения слепы, но обладают развитым осязанием и телепатическими способностями. Баджорцы имеют от 4 до 7 поперечных складок на переносице. Особенность клингонов - остроконечный лоб, часто со своеобразными наростами. Физиологически эта раса гуманоидов отличается большим количеством внутренних органов.
"Звездный путь" (Star Trek) - один из самых популярных научно-фантастических сюжетов. Оригинальный сериал 1960-х годов (пилотная серия была показана в сентябре 1966 года) дал начало нескольким продолжениям, а также мультипликационному сериалу. Кстати, эта научно-фантастическая эпопея попала в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое число фанатов.
Вуки
Разумный гуманоид с планеты Кашиик, один из видов населяющих вселенную "Звездных войн". Средний рост взрослых представителей этой расы 2,1 метра. Повышенная волосатость на лице и теле. К членораздельной речи неспособны, но могут изъясняться ревом и другими подобными звуками. Отличаются большой физической силой. Поведение представителей вида регулируется определенными правилами и нормами, как, например, дружба, верность, долг. При этом, некоторые из них отличаются вспыльчивым характером. Один из наиболее известных представителей вида - Чубакка (он же Чуи). Работал механиком на космическом корабле Хана Соло "Тысячелетний Сокол". Женат, имеет сына.
Видов и рас в фильмах Лукаса, конечно, тоже намного больше и перечислить всех сложно. Первый фильм "Звездные войны", вышедший 35 лет назад, открыл новую эру в кинофантастике во много благодаря тщательно продуманным персонажам и их образам. Чубакку, как известно, Джордж Лукас срисовывал со своего пса, породы аляскинский маламут, а образ магистра Йоды навеян его же котом. Кстати, происхождение того же Йоды, намеренно "утаивается" Лукасом, поэтому определить к какой инопланетной расе относится Мастер Йода не представляется возможным.
E.T.
Особый вид разумного инопланетянина, название расы которого пока не установлено. Невысокого роста (около метра) гуманоид, имеет короткие ноги и длинные руки, длинную шею на которой располагается довольно большая голова. Лицо с большими глазами, коротким носом и маленьким ртом, напоминает мопса. Пищевые пристрастия разнообразны, но известно, что очень любит конфеты М&М's.
История о дружбе маленького мальчика и на лицо ужасного, но доброго внутри инопланетянина стала одним из наиболее кассовых фильмов Спилберга. В интервью журналу Rolling Stone в 1982 году режиссер говорил, что его мечтой было сделать фильм о чудесах детства и надежде, и именно таким получился его "Инопланетянин". Между тем индийский режиссер Сатьяджит Рай в связи с этим фильмом обвинял Спилберга в плагиате. По заявлениям Рая, в 1967 году его сценарий под названием "Чужой" (The Alien) был отправлен на студию Columbia, но спустя некоторое время проект был забыт, а сам режиссер, разочаровавшись, вернулся в Индию. Когда же на экраны вышел "E.T.", Сатьяджит Рай и помогавший ему в свое время писатель Артур Кларк заметили сходство сценария Рая и фильма Спилберга.
Ксеноморфы
Разновидность паразитической формы жизни, впервые появившаяся в фильме Ридли Скотта "Чужой". Термин Xenomorph (происходит от греческих слов "чужой" и "форма") для обозначения данной разновидности инопланетян также был впервые употреблен в этом фильме. ДНК ксеноморфа обладает высокой лабильностью и может мутировать, встраивая в молекулу генетическую информацию носителя.
Жизненный цикл каждой отдельной особи проходит в несколько этапов. Кожистые яйца, в которых созревают личинки, могут сохранять жизнеспособность в течение долгого времени. Для следующего этапа развития личинке необходим хозяин, например, млекопитающее (человек). Находясь в яйце, личинка способна почувствовать наличие рядом жизнеспособной особи и напасть на нее. Несмотря на то, что изучение данного организма представляет большую опасность для исследователей, героям первого фильма 1979 года удалось установить, что личинка (ее также называют facehugger - "лицехват") покрыта слоем протеиновых полисахаридов, защищающих ее от воздействия внешней среды, а кровь ее весьма токсична и способна прожигать металлы. На этом этапе развития организм внешне напоминает представителей типов членистоногие и моллюски.
Проникнув в организм хозяина, личинка вводит его в состояние комы и внедряет эмбрион. Для развития эмбриона необходимо в среднем около полутора суток. После чего личинка обычно гибнет. Очнувшись, зараженный некоторое время чувствует себя нормально. Среди описываемых симптомов - слабость, головокружение, голод. Спустя сутки эмбрион созревает и покидает организм носителя, убивая его. Развитие во взрослую особь происходит уже во внешней среде. Взрослая особь достигает 2-3 метров, имеет панцирь темного окраса, который меняет во время линьки.
Персонаж, придуманный Ридли Скоттом, пожалуй, самый пугающий среди инопланетян и не только благодаря своему мрачному образу. Это один из немногих инопланетян, который пытается захватить власть над миром, не основываясь на некой философии, а просто пытаясь продолжить свой род. Подобным же способом действуют земные осы-наездники, откладывающие яйца в гусениц, вылупившись, личинки точно также поедают своего носителя. Что же касается причудливого образа Чужого, то за это нужно сказать спасибо швейцарскому художнику Гансу Гигеру.
Альф
Альф (от A.L.F. - Alien Life Form - внеземная форма жизни), настоящее имя Гордон Шамуэй, - внеземная форма жизни, к какой расе принадлежит установить сложно. Родом с планеты Мелмак, в течение долгого времени живет на планете Земля (США, Лос-Анджелес). Невысокое существо с длинным носом и большими ушами. Обильно волосат. Существо разумное, но хамоватое. В быту довольно быстро приспосабливается к человеческой жизни и легко может стать членом семьи. Обладает восемью желудками и , соответственно, - огромным аппетитом. Главное пищевое пристрастие - кошки (он автор фразы "Если вы не любите кошек, вы просто не умеете их готовить"). Тем не менее, при правильном воспитании можно заставить пришельца следовать правилам и не есть котиков без разрешения.
Комедийный сериал про приключения Альфа снимался с 1986 по 1990-й годы, а куклой, изображающей персонаж, руководил сам создатель сериала Пол Фаско, он же озвучивал инопланетянина в оригинальной версии сериала. В нескольких сериях роль Альфа исполняет актёр-карлик Мичу Мезарос. Сериал был достаточно популярен и имеет полнометражное теле-продолжение, а также анимационный вариант.