Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 года, когда постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Акционерное общество "Совторгфлот".
"Совторгфлот" объединил транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий.
На 1 января 1925 года под флагом СССР было 128 пароходов.
К началу Великой Отечественной войны страна имела 870 судов дедвейт (суммарный вес грузов, который могут одновременно принять на борт все суда) 2,1 миллиона тонн.
С первых часов и дней войны все 14 пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов, других предприятий - более 100 тысяч человек - были мобилизованы на отпор врагу.
За годы войны было перевезено 100 миллионов тонн грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а члены экипажа лесовоза "Старый большевик" Иван Афанасьев (капитан), Константин Петровский и Борис Аказенок стали Героями Советского Союза.
В войну отрасль потеряла 380 судов. После окончания войны страна стала возрождать флот, порты, судоремонтные заводы. Уже в 1965 году флот СССР насчитывал 1187 судов дедвейтом 8,4 миллиона тонн, став шестым в мире. Морской транспорт стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со 130 странами на всех континентах.
В 1970‑1980‑е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, нефтебалкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки тяжеловесных грузов), были построены специализированные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем.
Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.
В 1990-х годах в связи с распадом Советского Союза и образованием независимых государств, отрасль оказалась в кризисе.
В целях обеспечения потребностей России в перевозке грузов и перевалке их в портах, правительство страны 8 октября 1993 года приняло Программу возрождения торгового флота России.
Сегодня система водного транспорта играет значительную роль, решая ответственные экономические и социальные задачи, обеспечивая потребности экономики России в морских и речных перевозках, пополняя валютные запасы государства за счет экспорта транспортных услуг.
Сеть внутренних водных путей РФ - одна из самых протяженных в мире и составляет более 100 тысяч километров, что обеспечивает транспортное обслуживание 68 субъектов Российской Федерации. Единая глубоководная система европейской части страны составляет 6,5 тысячи километров.
За последние несколько лет произошло значительное увеличение объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. С 2000 года по 2011 год объем перевалки грузов в морских портах России увеличился практически в 3 раза и составил более 535 миллионов тонн, т.е. максимальный объем перевалки в морских портах СССР превышен более чем на 30%.
Большинство российских судов ходят под российским флагом ‑ 1151 судно, 332 российских судна зарегистрированы за рубежом. Для привлечения отечественных судов под собственный флаг, был создан Российский международный реестр, при регистрации в котором налоговый режим мало отличается от стран с "выгодным" флагом. Средний возраст отечественных судов под российским флагом 23 года, а под иностранным ‑ 7,5 лет.
По состоянию на 7 ноября 2011 года в Российском международном реестре судов было зарегистрировано 337 судов, на 22 марта 2012 года - 407 судов.
Развитие морского и внутреннего водного транспорта осуществляется в полном соответствии с основным стратегическим документом транспортной отрасли - Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года.
В последние годы основным инструментом реализации государственной политики в сфере транспорта была Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002‑2010 годы)".
В соответствии с поручением президента России продолжением программы "Модернизация транспортной системы" с 2010 года является новая Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы" на период с 2010 по 2015 годы, в которую включены подпрограммы "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт".
Функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов в целях развития транспортного комплекса возложены на Федеральное агентство морского и речного транспорта, созданное в марте 2004 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников