МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Стремлением к демократии и развитию партийной системы объясняют региональные законодатели массовый запрет на участие в выборах самовыдвиженцев, установленный везде кроме Москвы.
Федеральное законодательство требовало от всех регионов России к 1 июля 2012 года принять новые законы о выборах первого лица субъекта, определив порядок выдвижения кандидатов и установив "муниципальный барьер" в пределах от 5% до 10% местных депутатов и/или глав, подписи которых должен собрать кандидат для регистрации в избиркоме.
Регионы с поставленной задачей справились - правда ближе к 1 июля принятие законов было больше похоже на работу конвейера, в предпоследний рабочий день (четверг, 28 июня) "отстрелялись" более десятка регионов, а несколько последних исполнили свой долг в пятницу.
Среди причин отлучения самовыдвиженцев от выборов, кроме стремления к демократии, называлось, например, желание сначала посмотреть, как самовыдвиженцы будут избираться в других регионах. Еще одно объяснение - главой региона не должен стать кто попало, в частности не желают там видеть дилетантов и тем более бандитов.
В Москве, где кандидатам в мэры - по инициативе главы города Сергея Собянина - разрешили выдвигать себя самим, эту вольность тоже объяснили развитием демократии. Зато во второй российской столице, Санкт-Петербурге, почин москвичей не поддержали - и не только установили максимальный 10%-ный "муниципальный фильтр" (против 6% в Москве) и не разрешили самовыдвижение, но даже, в отличие от большинства регионов, запретили партиям выдвигать беспартийных кандидатов.
В начале мая 2012 года президент подписал закон, вернувший в России прямые выборы глав регионов. Закон вступил в силу 1 июня 2012 года. По данным Центризбиркома России, первые выборы на новой основе состоятся 14 октября 2012 года в четырех регионах: Амурской, Брянской, Белгородской и Новгородской областях, официально эти выборы должны быть назначены в первой декаде июля.
Разнонаправленное стремление к демократии
Инициатива разрешить самовыдвиженцам участвовать в выборах мэра Москвы исходила от действующего градоначальника Собянина, внесшего соответствующую поправку. В первоначальной редакции документа такая возможность была исключена.
"Мэр Москвы предложил поправку, которая демократизирует выборы", - так объяснила эту инициативу председатель комиссии Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова.
Но возможность самостоятельно выдвигаться в главы региона заканчивается уже в ближайшем Подмосковье.
"Посмотрим, как выбирают другие субъекты, посмотрим, какая у них будет практика по самовыдвиженцам", - так объяснил решение не пускать никого на выборы без одобрения партии глава Мособлизбиркома Ирек Вильданов.
Пока, правда, можно будет оценивать только опыт соседней Москвы - остальные регионы тоже решили с самовыдвиженцами не связываться.
Вслед за Собяниным о демократии говорит и спикер парламента Волгоградской области Владимир Ефимов, однако представления о демократии у него ровно противоположные. Спикер считает наиболее демократичной процедурой выдвижение кандидатов в губернаторы только партиями, без возможности самовыдвижения. Добавляя, что "один в поле не воин".
Человек, претендующий на должность главы региона, должен опираться на какую-нибудь политическую силу, а такую возможность дает большое число политических партий, появившихся после изменения федерального законодательства, пояснил Ефимов. Того же мнения придерживается новосибирский губернатор Василий Юрченко, напомнивший, что "партий уже масса", и заявивший, что без опоры на них будущий глава региона не сможет решать серьезные задачи.
В свою очередь, зампред саратовской областной думы Михаил Кискин уверен, что выдвижение кандидатов только от политических партий значительно увеличивает роль партий в избирательном процессе.
В некоторых субъектах Федерации запрет на самовыдвижение объясняют так: выборы в регионе еще не скоро, и "со временем можно будет вернуться к этому институту". Так, например, считает вице-спикер мурманской облдумы Павел Сажинов, назвавший такой подход "компромиссом".
Некоторые высокопоставленные законодатели считают выборы без самовыдвижения заслоном криминалу и дилетантам. "Все это уже было 20 лет назад. То бандитов выбирали, то некомпетентных людей", - говорит председатель верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев.
Ему вторит спикер парламента Северной Осетии Лариса Хабицова, вспоминающая те же 1990-е годы. "Мы помним, как десятки людей баллотировались на высшую государственную должность, не имея на то никаких оснований. И, конечно, было много случаев, когда одиозные личности попадали на эти должности. Считаю, у любого гражданина есть возможность реализовать свои конституционные права... через партию", - считает Хабицова.
"Муниципальный фильтр" в цифрах
Федеральное законодательство не оставило региональным парламентам выбора, вводить или не вводить так называемый "муниципальный фильтр" - его было предписано использовать обязательно, но законодатели на местах могли его повышать и понижать в пределах от 5% до 10%.
"Фильтр" заключается в том, что кандидат в руководители региона обязан собрать подписи не менее 5-10% народных избранников муниципального уровня - процент отсчитывается от суммы имеющихся в регионе депутатов местного уровня (сельских, районных, городских) и глав муниципальных образований (опять же сел, районов и городов).
Если для наглядности разделить 83 региона по федеральным округам, то картина получается следующая.
Из девяти регионов Северо-Запада шесть выбрали "золотую середину": 8% - Архангельская и Калининградская области и 7% - Ленинградская, Псковская, Вологодская, Мурманская области и Карелия.
И сразу четыре региона установили максимальный барьер - 10%. Как бы в пику первой столице жесткий закон приняли во второй столице - Петербурге, где кроме всего прочего партии лишены права выдвигать непартийных кандидатов. В этом же списке оказалась претендующая на звание колыбели русской демократии Новгородская область. Среди самых строгих регионов также Ненецкий автономный округ и республика Коми.
"Золотую середину" выбрали также 12 из 18 регионов Центрального округа: 7% - у Подмосковья, Липецкой, Рязанской, Брянской, Тверской, Смоленской и Тамбовской областей, 8% - у Владимирской, Калужской, Костромской, Орловской и Ярославской. Минимальные 5% - у Белгородской и Воронежской областей, по 6% в Москве и Курской области, 10%-ный максимум - в Тульской и Ивановской областях.
Склонились в сторону высокого "муниципального барьера" большинство регионов на Северном Кавказе. Здесь минимальные 5% не установил ни один регион, 6% только в Ставрополья, 7% - у Чечни. У большинства же максимальные 10% - это Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
В Южном округе 5% у Ростовской и Волгоградской областей, 7% у Астраханской, 9% у Калмыкии, 10% у Краснодарского края и Адыгеи.
Самыми лояльными к кандидатам в Приволжском округе оказались Татарстан, Башкирия и Оренбургская область (5%), чуть менее - Пермский край, Саратовская и Кировская области (6%). Наиболее популярны здесь 7% - у Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Самарской и Нижегородской областей, у Пензенской области 8%, у Ульяновской области и Республики Марий Эл - 9%. Максимальные 10% в ПФО не установил ни один из 14 регионов округа.
Нет максимального муниципального барьера и ни в одном регионе Уральского округа. Самый высокий порог установили парламентарии Ямала - 10%, чуть помягче в Югре - 9%, самый необычный процент в Свердловской области - ровно 7,9%. В Челябинской области - 7%, в Курганской - 6%, в Тюменской - 5%.
Сибирский округ можно назвать самым демократичным - здесь, в отличие от СКФО, перевес в сторону низких процентов. Минимум у Красноярского края, Омской, Иркутской и Новосибирской областей, 7% - у Бурятии, Алтайского края и Республики Алтай, 8% - у Кузбасса и Забайкалья, 9% - у Тувы. Лишь два региона из 12 установили максимум - 10% в Томской области и Хакасии.
А вот на Дальнем Востоке региональные парламентарии оказались далеки от компромиссов - здесь либо 5%, либо 10%. Минимум у Камчатки, Приморья, Хабаровского края, Якутии, Приамурья и Сахалина, максимум - у Колымы, Чукотки и Еврейской АО.