МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Объявление официальных итогов президентских выборов в Египте, одобрение комитетом по международным делам Сената США так называемого "списка Магнитского", приостановка Узбекистаном членства в ОДКБ, а также очередной виток развития ситуации вокруг Сирии стали наиболее заметными событиями уходящей недели.
Египтяне выбрали президента
В начале нынешней недели одним из основных событий в международной жизни стали объявление результатов президентских выборов в Египте, первые заявления избранного президента исламиста Мухаммеда Мурси, а также реакция на них в мире.
За нового главу египетского государства, представителя ассоциации "Братьев-мусульман" отдали голоса 13,23 миллиона избирателей, что составило 51,7% проголосовавших, его соперник - генерал ВВС и экс-премьер Ахмед Шафик - набрал 12,35 миллиона голосов, или 48,3%.
Практически сразу же после объявления итогов голосования Мурси покинул ряды ассоциации "Братья-мусульмане" и политического крыла "Братьев" - Партии свободы и справедливости. Тем самым он выполнил свое программное обещание стать "президентом для всех египтян".
Выступая в понедельник, 25 июня с первым обращением к нации, Мурси призвал египтян к национальному единству и заверил международное сообщество, что Каир будет придерживаться все взятых на себя обязательств. Свою речь новый глава крупнейшей арабской страны начал со слов благодарности семьям погибших и раненым во время народного восстания в Египте против режима экс-президента Хосни Мубарака в начале 2011 года.
"Я бы не стоял сейчас перед вами, если бы не та кровь, которая была пролита во время революции. Они открыли нам дорогу к победе", - сказал Мурси.
Он также заверил международное сообщество, что Египет будет соблюдать все свои международные обязательства и конвенции. Это особенно важно для соседнего Израиля. Египет стал первой арабской страной, более 30 лет назад заключившей мир с Израилем после нескольких кровопролитных войн.
"Мы будем строить сбалансированные отношения со всеми государствами на взаимовыгодной основе и при уважении обоюдных интересов", - добавил Мурси.
При этом он подчеркнул, что египтяне не позволят себе вмешиваться в дела других стран и не допустят нарушения суверенитета Египта.
Эксперты полагают, что каких-либо кардинальных перемен в Египте с приходом новой власти ждать не следует, однако в стране вполне возможна новая волна беспорядков. Кроме того, как отмечают наблюдатели, стране грозит тяжелый экономический кризис.
Сенаторы одобряют "список Магнитского"
Еще одним значимым событием уходящей недели стало единогласное одобрение во вторник, 25 июня сенатским комитетом по международным делам Конгресса США законопроекта о введении визовых санкций в отношении российских чиновников, якобы причастных к гибели в 2009 году аудитора Сергея Магнитского. Решение комитета было ожидаемым, поскольку в поддержку законопроекта высказывались и республиканцы, и демократы. Вопрос о "списке Магнитского" был единственным в повестке заседания комитета.
Законопроект приобретет силу закона после того, как два его идентичных варианта утвердят сенат и палата представителей конгресса и когда согласованный единый вариант поступит на подпись президенту. Автором варианта документа, рассматриваемого палатой представителей, является конгрессмен Джим Макговерн, сенат изучает законопроект, представленный палате сенатором Бенджамином Кардином.
Россия уже пригрозила, что в случае принятия в США закона о "списке Магнитского" она выступит с ответными мерами.
Сенаторы также поддержали поправку о том, что администрация США ежегодно должна будет пересматривать засекреченную информацию, содержащуюся в приложении к данному закону. Частью этой информации является список лиц, подпадающих под санкции.
Показательно, что в конце этой недели газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в американском сенате сообщила, что закон о "списке Магнитского" в случае принятия будет распространяться не только на российских чиновников, но и на чиновников других стран в случае нарушения там прав человека.
"Новая редакция закона с кодовым обозначением S1039 предоставляет Госдепу право вводить визовые и финансовые санкции не только против чиновников РФ, но и против официальных представителей любых других стран, причастных к нарушениям прав человека", - пишет газета.
Кроме того, согласно имеющейся информации, имена фигурантов списка не подлежат публикации, так как ни один из них пока не признан виновным в суде и оглашение имен противоречит презумпции невиновности.
По словам сенатора Кардина, "закон Магнитского" будет объединен с законом о предоставлении РФ статуса нормального торгового партнера США, то есть с отменой поправки Джексона-Вэника.
В правительстве РФ считают, что "расширение действия "закона Магнитского" на другие страны не делает его приемлемым для России".
Страсти по Сирии
Международное сообщество продолжает прилагать все усилия для урегулирования ситуации в Сирии. Однако из-за разницы в позициях ключевых игроков этого процесса, он происходит на фоне разногласий. Специальный посланник ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннан по-прежнему предлагает возможные варианты урегулирования, с которыми призваны соглашаться или не соглашаться представители официального Дамаска, сирийские оппозиционеры как внутри, так и за пределами страны, а также другие внешние игроки, преследующие свои цели в регионе. Очередным шагом в процессе на уходящей неделе стало сделанное Аннаном предложение о создании в Сирии правительства национального единства.
Сообщения о предложении Аннана пришли не по официальным каналам. В ночь на четверг, 28 июня, об этом со ссылкой на дипломатические источники сообщили информационные агентства. Кроме того, у представителей СМИ появились данные о том, что именно это предложение станет одной из основных тем для обсуждения на международной встрече по Сирии, запланированной на 30 июня в Женеве.
"Оно (правительство национального единства) может включать в себя членов правительства, оппозиции и других людей, однако необходимо исключить тех, чье присутствие усложнит (процесс) передачи (власти) или причинит вред (процессу) примирения и стабильности", - приводит агентство слова пожелавшего остаться неназванным дипломата, который подвел итог предложению Аннана.
По его словам, идея исключения ряда лиц из нового правительства имеет отношение, в первую очередь к нынешнему президенту Сирии Башару Асаду, хотя в предложении спецпосланника это напрямую не говорится.
В ряде стран Запада поспешили объявить о том, что новое предложение спецпосланника ООН по Сирии о коалиционном правительстве поддерживают все ведущие мировые державы, включая Россию и США. Телерадиовещательная корпорация ВВС со ссылкой на дипломатов в Объединенных Нациях сообщила, что новую идею Аннан поддерживают все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Китай, Франция и Великобритания).
При этом представители сирийской оппозиции утверждают, что не будут даже рассматривать возможность создания коалиционного правительства, если в него сможет войти нынешний президент страны.
Многие наблюдатели сочли сообщения о создании правительства национального единства в Сирии признаком выработки итогового документа предстоящей в Женеве конференции по сирийской проблематике. Однако подобный подход вызвал возмущение у министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
Выступая в четверг в Москве, глава российской дипломатии подчеркнул, что согласованного проекта итогового документа предстоящей встречи нет.
"Никаких согласованных проектов не существует, работа над возможным итоговым документом продолжается. Завтра эксперты встречаются в Женеве", - подчеркнул российский министр. При этом тот факт, что отдельные формулировки и идеи, которые могут войти в проект возможного итогового документа, "вытекают в прессу" он назвал "проявлением недобросовестного подхода к дипломатии".
Узбекистан еще раз вышел из ОДКБ
В минувший четверг, 28 июня, из Узбекистана пришло сообщение о том, что Ташкент принял решение о приостановке своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. "Соответствующая нота министерства иностранных дел Узбекистана по данному вопросу была направлена в секретариат ОДКБ 20 июня", - говорится в сообщении агентства МИД Узбекистана "Жахон".
Агентство внешнеполитического ведомства отмечает, что "в этой ноте изложены конкретные мотивы и причины, обосновывающие принятие такого решения".
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года. Соглашение предусматривает право любой страны-участницы ОДКБ выйти из состава ОДКБ в любое время. Участниками ОДКБ после приостановления членства Узбекистана остаются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Узбекистан ранее уже выходил из ОДКБ: в 1999 году Ташкент отказался продлить договор, однако в августе 2006 года восстановил членство в ОДКБ.
Официальная реакция на это заявление Узбекистана не была бурной. Так, в МИД России РИА Новости сообщили, что позиция ОДКБ по решению Узбекистана выйти из организации будет выработана после того, как страны-члены ОДКБ дадут правовую оценку последствий.
"МИД Узбекистана проинформировал официальной нотой секретариат ОДКБ о своем решении приостановить участие в деятельности организации. Сейчас дается правовая оценка последствий данного решения Узбекистана", - сказал собеседник агентства.
По его словам, "исходя из результатов этой оценки, будет выработана комплексная позиция государств-членов организации".
Гораздо более активны в высказывании оценок происшедшего оказались политологи. Так, в частности, замдиректора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров считает, что выход Узбекистана из ОДКБ связан с предстоящим выводом войск антитеррористической коалиции (ISAF) из Афганистана.
"У них (Узбекистана) теперь есть все возможности получить свою выгоду, предоставив свою территорию для вывода войск коалиции, а также получить вооружение от войск НАТО", - сказал он.
В свою очередь пожелавший сохранить анонимность узбекский эксперт высказал РИА Новости мнение, что благодаря приостановлению членства в ОДКБ Узбекистан получит от США серьезные гарантии безопасности после вывода коалиционных сил из Афганистана. По его мнению, после вывода своих сил из Афганистана США обоснуются в Узбекистане в виде небольшого военного соединения, а возможно - даже крупной базы.
"Столь неожиданный выход Узбекистана из ОДКБ может объясняться уже существующими договоренностями с США", - отметил собеседник агентства.
Он напомнил, что за последние несколько месяцев различные представители администрации США неоднократно приезжали в Узбекистан. По мнению эксперта, это косвенно доказывает тот факт, что подобные переговоры велись. В то же время он отметил, что в Узбекистане не возлагают особых надежд на какие-либо гарантии со стороны ОДКБ, считая эту организацию "аморфной и фактически недееспособной".