Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker — "Удар во фланг") — советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик.
Работы по проектированию истребителя 4 поколения, известного впоследствии как Су-27, начались в ОКБ Павла Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой") в конце 1969 года. Главный конструктор Су-27 — Михаил Симонов. Новый самолет должен был стать достойным ответом на создание в США истребителя F-15, разрабатывавшегося по программе FX с 1966 года, основным предназначением отечественного истребителя, как и его заокеанского аналога, было объявлено "завоевание господства в воздухе".
Первый полет Су-27 совершил 20 мая 1977 года. Серийное производство было развернуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в декабре 1983 года. Испытания Су-27 по различным программам продолжались еще несколько лет. На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, только после того, как были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации.
Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция).
Самолет выполнен по нормальной балансировочной схеме, имеет интегральную аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким применением титановых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть отклонена вниз.
Крыло самолета имеет переменную стреловидность по передней кромке. Мотогондолы двигателей, расположенные в хвостовой части, являются продолжением воздухозаборников. Двухкилевое вертикальное оперение установленно в хвостовой части фюзеляжа на мотогондолах двигателей. Шасси — нормальной схемы, с передней и двумя основными опорами. Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф.
Летчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета.
Самолеты могут быть использованы для перехвата воздушных целей в большом диапазоне высот и скоростей полета, в том числе на фоне земли, и ведения маневренного воздушного боя в любых метеоусловиях днем и ночью. Для успешного выполнения боевых задач на борту установлено современное прицельно-навигационное оборудование.
На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35 и Су-37, а также фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.
На текущий момент Су-27 является одним из основных самолетов ВВС России, состоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.
Самая громкая катастрофа Су-27 последних лет связана с пилотажной группой "Русские витязи". В августе 2009 года на тренировке перед открытием авиасалона "МАКС" машина командира группы полковника Игоря Ткаченко рухнула на дачи около аэродрома в Жуковском. Летчик погиб, а позже в больнице умерла попавшая под обломки его машины женщина.
Экипаж — 1 человек (в учебно-боевой модификации — 2 человека)
Скорость максимальная, на высоте — 2430 км/ч
Скорость максимальная у земли — 1400 км/ч
Практический потолок — 18000 м
Дальность полета у земли — 1380 км
Дальность полета максимальная — 3250 км
Боевой радиус — 1200 км
Масса нормальная — 22220 кг
Масса максимальная — 28000 кг
Масса пустого самолета — 16000 кг
Максимальная масса боевой нагрузки — 6000 кг
Полный запас топлива — 12000 л
Посадочная скорость — 225-240 км/ч
Длина разбега — 500-700 м
Длина самолета — 21,934 м
Высота самолета — 5,93 м
Размах крыла — 14,70 м
Бортовая радиолокационная станция (РЛС):
— Дальность обнаружения цели — 90 км
— Дальность захвата цели — 70 км
Вооружение
Автоматическая одноствольная пушка ГШ-30-1 — 1:
— Калибр — 30 мм
— Скорострельность — 1500 выстрелов/мин
— Боезапас — 150 снарядов
Количество внешних узлов подвески — 10
— управляемые ракеты (УР) класса "воздух-воздух" (средней дальности) Р-27Р, Р-27Т, Р-27ЭР или Р-27ЭТ — 6
— УР "воздух-воздух" (малой дальности) Р-73 — 4
— авиабомбы АБ-100/АБ-150/АБ-500 — 20/16/8
Материал подготовлен на основе информации открытых источников