Рейтинг@Mail.ru
Владимир Панков: театр может стереть границы - РИА Новости, 27.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Владимир Панков: театр может стереть границы

Читать ria.ru в
Дзен
Создатель движения саундрамы, режиссер Владимир Панков рассказал РИА Новости о поколении театральной молодежи, которая не знает чему сострадать, за что бороться, во что верить; и о том, как трудно театру быть бездомным.

Саундрама как театральное направление за последние десять лет выросла в заметное культурное явление. Начавшись со спектакля "Красной ниткой" в Центре драматургии и режиссуры, движение, придуманное режиссером Владимиром Панковым, экспериментировало с приемами, ставя во главу угла звук и музыку, находя в литературе и речи свою ритмику и мелодику. В репертуаре студии SounDrama сейчас классика и современная драматургия: Гоголь, Шекспир, Булгаков, Клавдиев.

В последние годы SounDrama занята совместными проектами с зарубежными партнерами. Недавно спектакль "Город.ОК", созданный совместо с американцами и Чеховским фестивалем, ставили в Кишиневе на закрытии Молодежного театрального форума. Режиссер Владимир Панков, входивший в состав жюри, рассказал РИА Новости о поколении театральной молодежи, которая не знает чему сострадать, за что бороться, во что верить; и о том, как трудно театру быть бездомным. Драматизм в голосе режиссера улавливала Анна Банасюкевич.

- Вы были в жюри Молодежного театрального форума - какие впечатления?

- Это полезно - пересматривать свои позиции, проверять свои сомнения. Подобные вещи помогают как-то определиться в пространстве, понять, что происходит вокруг, кто о чем думает, кто про что ставит. Я еще раз убедился в том, что театр - это один из способов воспитания людей, воспитания самих себя. Надо начинать с себя, а потом уже будете воспитывать других. Я утвердился в том, насколько необъективны любые оценки, и окончательно разочаровался в критике. Общаясь с тем или другим человеком, понимаешь, что в большей степени люди считывают информацию на уровне текста, все сводится к драматургии, к автору.

- Но ведь выбор драматурга тоже многое говорит о режиссере?

- Я это прекрасно понимаю, но сейчас меньше обращаю на это внимание. Ведь бывает так, что режиссер выбрал именно этот материал потому, что через этого автора может быстрее и легче достучаться до зрителя. Автор просто проводник. Или, наоборот, ты можешь поконфликтовать с автором.

- Видите ли вы какие-то общие черты у режиссеров поколения 20-30-летних?

- Да, есть одна заметная общая черта: это поколение, которое не знает, чему сострадать. За что бороться, во что верить. Но было на форуме две работы, которым я аплодировал искренне – это "Пилигрим" из Латвии и "Офис" из Белоруссии. "Офис" - это от начала до конца режиссерская работа, продуманная, сделанная. Я вижу, что человек владеет мастерством, и у него есть свой почерк, свое видение. А "Пилигрим" выстроен наивно, открыто, просто. На такой открытости существовать очень сложно. Как раз в разрушении, в негативе гораздо легче существовать, нежели на открытом позитиве, да еще заставить в этот позитив поверить.

- Вы говорите, что в "Офисе" заметно мастерство, но при этом для вас приоритетнее вера, посыл. Во что верит режиссер "Офиса"?

- В команду. Я вижу, как в спектакле Кати Аверковой ансамбль существует. Это сложная задача, но раз у нее это получается, значит, она верит в людей. Она сумела сконструировать очень жесткую схему, но с каким азартом и с какой легкостью в ней существуют актеры! Какие они нашли образы, как они менялись к финалу. Текст там не самое главное, главное - какой она мир построила, с каким вкусом. Там еще есть важный момент. Понятно, в какой стране сейчас живут белорусы. И это наслоение политического контекста взрывает спектакль. Я увидел людей, которые доведены до отчаяния, а эти красные лучи, которые светятся за ширмой в кабинете начальника, напоминают кагэбэшную камеру. И все говорят о том, что хотят жить по-другому. Этой девушке всего 28 лет, а она уже сделала такой спектакль

Латыши и белорусы еще хороши тем, что это - команды единомышленников. Это главное, ради чего стоит заниматься театром. Когда ты как режиссер приходишь в театр, ты в любом случае ведешь, направляешь, указываешь. И вот здесь есть опасность превратиться в диктатора. Конечно, взаимоотношения актера с режиссером - это добровольный диктат, но нельзя этим манипулировать и злоупотреблять.

- Идея диалога культур оправдала себя на форуме? Или все мы уже инопланетяне друг для друга?

- Нет, не инопланетяне. Для того, чтобы разговаривать, надо разговаривать, и одним разовым броском ничего не изменишь. Понятно, что необходимы мастер-классы, долгосрочные встречи, как это делается в Европе, когда люди приезжают на месяц, работают, друг у друга учатся. На выходе получается несколько спектаклей. Это и есть настоящий диалог, но сейчас мы только в самом начале. То, что необходим этот диалог между странами бывшего Советского Союза, это понятно. Итак уже мир сошел с ума, все поделились на клеточки. А театр может эти границы стереть, объединить всех какими-то общечеловеческими вопросами.

- Что вам как режиссеру дал этот опыт?

- Это общение многое дает - я смотрю эти спектакли и думаю: что-то я заэкспериментировался, застрял в одной области, а вот так или так еще не пробовал. Когда ты существуешь в одной области, ты боишься немножко от каких-то своих табу отойти. Но вот в "Орфее", который я выпустил во Франции, я смог себе позволить то, чего не позволяю в России.

- А почему в России не позволяете?

- Я не знаю, то ли ты оторван там от нашего менталитета, хотя я не люблю это слово, то ли еще что-то. Даже концерты "Саундрамы" за границей мне даются гораздо легче. Европейская публика более открыта, готова к диалогу. Не знаю, может быть это связано с материальными условиями жизни.

- Молодые режиссеры смелые или осторожные?

- Я бы не ставил вопрос так однозначно, они же только в начале своего пути. Хотя кто-то из них уже имеет "Маски", премии различные. Они выбрали эту профессию, то есть уже сделали шаг достаточно смелый. Что-то понять про них можно только в процессе, когда увидишь одну работу, другую.

- Но индивидуальность в молодых режиссерах заметна? А то иногда смотришь спектакль молодого режиссера и понимаешь, что это калька со спектаклей его мастера...

- И дай бог! Это очень важный процесс. Ученик сначала копирует мастера, потом дальше развивается, становится полноценным художником, а может, даже и опережает учителя и его же школу развивает в совершенно новом направлении.

Для того, чтобы петь хорошо, надо сначала распеться, хотя бы голос поставить. Бежар не сделал бы никогда свою школу, если бы он не основывался на классике. Пина Бауш никогда бы не сделала свою школу, если бы не прошла классическую и т.д.

Сегодняшнее поколение не считывает информацию на уровне общения. Они пытаются считать информацию на уровне навыков - построение мизансцены и т.д. Но они не пытаются учиться у своего мастера воспринимать мир

Я, когда приезжал в фольклорные экспедиции, я сначала спрашивал бабушек только про песни, обряды, а потом понял, что этим и так занимаются научные люди. А она ведь может рассказать о жизни, о том, как жить, как общаться, как смотреть на какие-то вещи совершенно под другим углом зрения. Это всегда так мимолетно происходит, надо уметь наблюдать, пытаться ухватить.

- Форум закрывался вашим спектаклем "Город.ОК" - совместным проектом с Чеховским фестивалем и американской Шестой студией. Что сейчас происходит с вашим театром?

- К сожалению, у нас нет театра. Труппа есть, нет помещения. Уже лет десять "Саундрама" представляет Россию на различных фестивалях на мировом уровне, а помещения так и нет. Надеюсь, может, сейчас что-то изменится. На сегодняшний день проекты - это единственный способ, чтобы выжила труппа. Но сейчас у меня настал такой этап, когда я понимаю, что не протяну долго, если буду заниматься только проектами. "Город.ОК" сделан за 2,5 недели. Когда называешь эти сроки, люди не верят. В сумасшедшем режиме люди работают. А если будет свой дом, то можно строить планы. Это была бы площадка, куда можно приглашать молодых режиссеров, музыкантов, которые сейчас вынуждены играть по клубам. Саундрама - это та среда, где на равных могут общаться музыканты и актеры, художники и балетмейстеры, это единое пространство.

- Сейчас все же молодым режиссерам попроще, чем было 10 лет назад?

- Мне кажется, в провинции сейчас легче молодому режиссеру поставить, чем в Москве. Открытых площадок практически нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала