С тех пор, как в 1819 году находящийся на перекрёстке крупных торговых путей Сингапур был провозглашён колонией Великобритании и стал открытым портом, он превратился в место встречи различных народов. Одним из таких народов были армяне. Рассеянные по миру, они уверенно чувствовали себя на ниве международной торговли и были весьма активны в азиатском регионе. В Сингапуре они стали обосновываться в конце XVIII века, а с образованием колонии их число стало расти.
Где бы ни появлялись армяне, они всегда стремились построить на месте своего проживания церковь. Подтверждением тому служит множество разбросанных по миру армянских церквей, и Сингапур в этом случае не стал исключением. Возведенная в 1835 году церковь Святого Григория Просветителя стала первым христианским храмом колонии. Стараниями реставраторов она, кстати, до сих пор стоит в самом сердце Города льва.
От храма рукой подать до Армениан-стрит. Ещё несколько улиц города названы в честь прославившихся горожан армянского происхождения. Это и есть современная "малая Армения" Сингапура, вершина айсберга, основание которого уходит в историю, ко временам основания колонии, в укреплении которой армянское сообщество сыграло немаловажную роль. Об армянском Сингапуре и его главном памятнике как раз и пойдёт речь.
В Сингапур армяне прибывали несколькими волнами из различных мест своего компактного проживания. В отличие от других переселенцев, они приезжали семьями, надеясь пустить на новом месте корни. Колониальная элита относилась к армянам благосклонно, во многом благодаря принадлежности и тех, и других к христианскому вероисповеданию. К тому же большинство армянских семей были весьма зажиточными, что также внушало уважение окружающих.
К тому моменту, когда церковь Святого Григория Просветителя была открыта, в армянскую общину Сингапура входило всего 44 человека. Землю под строительство храма выделил город, а строительство велось в основном на пожертвования местных армянских семей. Впрочем, средства поступали и из других армянских анклавов, а также от некоторых местных жителей, в том числе от самого архитектора храма.
По своей архитектуре храм воссоздавал характерные для армянских древних церквей формы, но позже неоднократно перестраивался и постепенно утратил свой первозданный облик. Так, исчез купол церкви, а вместо него появилась башня со шпилем. Нынешний свой вид церковь приобрела в 1850-х, только цвет её был голубой. Белоснежным и нарядным - таким, каким он предстаёт нашему взору сегодня, - храм стал после проведённой в 90-х годах прошлого века реставрации.
Армянская община города-государства по сравнению с другими национальными группами всегда была относительно невелика. За всё время её существования она насчитывала самое большое 100 постоянно проживавших в городе семей. Несмотря на это, представители армянской диаспоры проявляли большую активность в общественной и деловой жизни города, будучи одной из самых зажиточных групп населения. Армяне занимались прежде всего коммерческой деятельностью, а также юриспруденцией, страховым, гостиничным и издательским бизнесом, ювелирным делом, создавали предприятия в области горнодобывающей промышленности. Среди них были врачи, инженеры и музыканты. Армяне стояли у истоков многих начинаний, плодами которых гордится сегодняшний Сингапур.
К примеру, такая достопримечательность, как отель Raffles, обязана своим возникновением известной в ту пору армянской семье. Прославившийся своими знаменитыми постояльцами и не менее знаменитым коктейлем "Сингапурский слинг", отель был открыт братьями Саркис. Один из самых успешных своих азиатских проектов братья Мартин, Аршак, Авьет и Тигран запустили в 1887 году. Названная в честь основателя колонии и имеющая богатую историю гостиница является ныне одной из визитных карточек Города льва.
Издающаяся с 1845 года англоязычная газета The Straits Times и сингапурский национальный цветок также имеют армянские корни. Газета, которая в наше время считается одним из самых влиятельных азиатских периодических изданий, была основана в 1845 году Хачиком Мовсесом, а гибрид орхидеи (род ванда) вывела жительница Сингапура, армянский садовод Агнес Джоаким, чье имя цветок и носит - ванда мисс Джоаким. На территории армянской церкви в так называемом Мемориальном саду можно увидеть перевезённые со старого христианского кладбища надгробия с могил этих двух замечательных жителей Сингапура.
Двадцатый век круто изменил судьбы многих семей сингапурских армян. После Второй мировой войны большая их часть вынуждена была покинуть Город льва. Одновременно опустела и армянская церковь, регулярные службы в которой прекратились. Несмотря на то что с 1973 года она носит статус национального памятника, существует храм на пожертвования и управляется группой добровольцев. Помещение церкви используется для проведения концертов и выставок, а также свадебных обрядов. Причем двери церкви открыты для проведения религиозных служб и мероприятий не только армянских христиан - помещение храма арендуют также представители других конфессий. Так, в 2007 году здесь прошла первая служба, которую провёл командированный в Сингапур епископ Русской православной церкви.
Не так давно, в марте 2011 года, армянская община Сингапура отметила в храме его 175-летие. На празднование собралось более 160 армян, приехавших на праздник из 19 стран. Сама же община насчитывает сегодня менее 50 человек - почти столько же, сколько было армян в дни, когда возводилась их церковь.
Судьба армян Сингапура неотделима от истории Города льва, тесно переплетена с судьбами других народов, принимавших участие в его строительстве. Историю Сингапура можно сравнить с пёстрым полотном, в которое вплетено множество разноцветных нитей. Одна из них, очень яркая, образует армянский орнамент. В Сингапуре до сих пор помнят о следе, который оставили армяне в истории города-государства. И самое главное, до сих пор стоит храм - как свидетельство этой памяти. В него приходят те, кто помнит историю своего народа и кому небезразлично прошлое. А к храму, как известно, ведут все дороги, и от него же они расходятся по миру.
Тереза Богатова