Среди множества схожих черт у Израиля и США мне всегда в глаза бросалось одно большое различие: как по-разному в этих двух странах отмечают дни, связанные со Второй мировой войной.
В США 8 мая – обычный рабочий день. В Израиле обычный рабочий день – 1 января, а вот день Победы там отмечают непременно. И попробуйте там кому-нибудь сказать, особенно людям старшего поколения, что, начиная войну, Гитлер только защищался. Или что советский режим был не лучше нацистского. Такие вещи в Израиле говорить нельзя, потому что разницу этих двух и вправду внешне похожих режимов там познали на собственном страшном опыте.
А вот в сегодняшней России такие вещи говорить можно. И даже вроде как модно.
Почему так получается? Наверное, именно потому, что внешнее сходство гитлеровского и сталинского режимов настолько велико и так долго начисто отрицалось в Советском Союзе. Общие песни на мотив "Все выше и выше", любовь к массовым парадам и демонстрациям во славу "вождей", тотальное презрение к отдельной личности и всеобщая милитаризация – все эти общие черты тоталитарного быта становятся очевидны даже при беглом просмотре старой кинохроники.
Этот вполне кинематографический эффект использовал и заслуженный автор НТВ Алексей Пивоваров в своем фильме "22 июня. Роковые решения", показанном в годовщину начала войны в ночном эфире этого телеканала.
А Гитлер-то не знал
Основная идея фильма на самом деле не нова – она укладывается в модную нынче парадигму уравнивания гитлеровского и сталинского режимов, заложенную еще Резуном-Суворовым. Вот она: Сталин сам собирался напасть на наивного Гитлера в начале июля 1941 года; Гитлер, напав раньше, как бы упредил нападение превосходившего его по силам Сталина, чьи войска уже находились в процессе развертывания; при этом Гитлер был настолько глуп, что и сам не заметил, какое страшное нападение на самого себя он подрезал на взлете.
Факты, которые Пивоваров приводит в фильме, тоже не новы – они уже опубликованы во множестве выходивших с начала девяностых годов книг. В фильме их приводит энтузиаст этой теории – самарский историк-любитель Марк Солонин.
Это "планы стратегического развертывания" Красной Армии от 1940 года, а также командно-штабная игра января 1941 года. Все эти документы, как с радостью обнаружили Резун-Суворов и Солонин, предусматривали военные действия на глубину до 300 километров на территории противника – оккупированной нацистами части Польши и Восточной Пруссии.
Нестыковки "превентивной войны"
Возражения против этих обвинений в сослагательном наклонении тоже известны, но Пивоваров их во вполне объяснимом обвинительном раже обошел своим вниманием.
Например, такое. В руки гитлеровцев во время войны попали около шести десятков высокопоставленных советских генералов. По подсчетам доктора исторических наук Никиты Ломагина, не менее 20 из них согласились с немцами сотрудничать. Есть протоколы их допросов.
Так вот, ни один из них не говорит о так впечатлившем Солонина плане советского нападения на рейх летом 1941 года. Странно, правда? Особенно если учесть, что о готовящемся нападении на СССР задолго до 22 июня в вермахте знали даже лейтенанты – Пивоваров правильно приводит многочисленные предупреждения от рядовых перебежчиков накануне войны.
Но советские пленные генералы ни о каком нападении на рейх летом 1941 года не говорили. Хотя вполне очевидно, что такие откровения были бы очень выгодны Гитлеру с пропагандистской точки зрения. Они укладывались бы в его легенду о "превентивной войне" Германии против диких орд Востока.
Ведь Гитлер до последнего вздоха утверждал, что войну начал не он, а "мировая еврейская закулиса", средоточием которой нацистская идеология провозглашала Советский Союз. Этим, кстати, объясняется столь удивляющее и Пивоварова, и Солонина пренебрежительное отношение Гитлера к численному превосходству Сталина в танках и самолетах накануне войны.
Гитлер не раз открыто говорил, что Советским Союзом правят евреи. А поскольку евреев фюрер считал исключительно "ферментом разрушения", то он и не поверил в способность советского руководства рационально распорядиться имевшимся у него в начале войны численным преимуществом в технике.
В поисках "фермента разрушения"
Не верят в эту способность и Пивоваров с Солониным, но уже не из убеждения, что Советским Союзом управляли евреи, а из не менее глубокой веры в то, что им управляли кровавые идиоты.
Отсюда имеющиеся у Марка Солонина данные о соотношении потерь 1:35 в пользу немцев в начале войны. Что ж, определенный процент кровавых идиотов в советском руководстве был (достаточно вспомнить о восстановивших прибалтов против СССР сталинских наместниках в Латвии, Литве и Эстонии – Деканозове, Вышинском и Жданове, а также о глубокой вере Сталина и Берия в то, что Гитлер не нападет на СССР, не расправившись с Англией). Такие товарищи и вправду частично заменили Гитлеру "фермент разрушения", который он тщетно искал в евреях.
Но в итоге все-таки не они определили картину боя, а нормальные, патриотично настроенные люди, которых в Советском Союзе все-таки даже и в худшие времена было большинство. Об этом в своем диалоге с Марком Солониным на радио неплохо сказал историк, сотрудник Института всеобщей истории Михаил Мельтюхов – он, кстати, тоже участвует в фильме Пивоварова, но почему-то с менее нюансированной, чем обычно, позицией.
"Мне кажется, к факторам, которые перечисляет Марк Семенович, надо добавить мотивацию по защите своей страны, по защите, кстати сказать, того самого социализма, который, как считали эти люди, они для себя построили",- сказал Мельтюхов в диалоге с Солониным на Радио Свобода.
Очень жаль, что для этого фактора в почти двухчасовом фильме Пивоварова так и не нашлось места. Зато нашлось много эфирного времени на демонстрацию внешнего сходства двух режимов – строевой подготовки, методов агентурной работы, всеобщих мобилизаций. Все эти вещи накануне Великой Отечественной по обе стороны Буга и вправду были похожими.
Простая картинка и сложная правда
Здесь за, казалось бы, частным случаем скрывается большая проблема современного общества. Как в современной видео-цивилизации, которая буквально бомбит мало что читавшего зрителя убедительными визуальными образами, научить человека смотреть вглубь вещей? Как не поддаваться каждой мимолетной картинке, искусству монтажа, которое давно уже стало главнейшим из искусств?
Ответ простой – читать. Для меня самым авторитетным обобщением той страшной войны стало мнение моего преподавателя – профессора Дэвисовского центра русских исследований в Гарвардском университете Эрика Гольдхагена. Вот что он написал о сходстве и различиях нацистского и советского режимов еще в шестидесятые годы, задолго до многое объяснившей перестройки:
"При прочтении достаточно большого количества книг на тему войны понимаешь, что сходство нацизма и большевизма, которое снабдило некоторых авторов удобным термином "тоталитаризм", на самом деле больше затемняет, чем объясняет ход событий. В исторической перспективе различия между двумя режимами вдруг оказываются больше и важнее, чем их внешнее сходство. Нацизм был первым колоссальным наступлением на сами основы западной цивилизации. 15-20 лет нацистского правления изменили бы лицо Европы до неузнаваемости. Дантовское изречение "Оставь надежду навсегда" вполне подошло бы для ворот нацистской империи. Но только уж совсем безнадежный пессимист написал бы его на воротах сегодняшнего коммунистического мира. Коммунистические власти насилуют разум, но не отвергают его в принципе, не отказываются они в принципе и от морали, как это сделали нацисты. И в этой двусмысленности советского социализма скрыты семена свободы, которые могут прорасти в будущем. Большевизм остается ересью европейской цивилизации, нацизм же является ее апостасией – тотальным отрицанием".
Сферой интересов профессора Гольдхагена была история еврейского народа – эта бездонная тема заставила его выучить девятнадцать языков и обобщить в своих работах весь двадцатый век с изрядной долей девятнадцатого. Эта же тема привела его и к умению отделить внешнее сходство двух тоталитарных режимов двадцатого века от их внутренней дихотомии.
О сходстве нам еще не раз напомнят – и в Западной Европе, и в США, и особенно у наших ближайших соседей в Прибалтике, Польше, Румынии. В Израиле напомнят о дихотомии. И забывать ее нам нельзя – как, впрочем, и сходство. Потому что наша история – это и то, и другое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции