МОСКВА, 25 июн - РИА Новости. Число туристов, покупающих круизы на российских атомоходах на Северный полюс, с начала 90-х годов выросло почти в 10 раз, сообщил в понедельник на пресс-конференции в РИА Новости управляющий партнер круизной компании Poseidon Expeditions Николай Савельев.
Он рассказал, что российские атомные ледоколы начали выполнять круизы к Северному полюсу в начале 90-х годов, когда после распада СССР упала востребованность атомоходов, предназначенных для провода караванов судов по трассам Северного морского пути.
"Из-за сокращения северного завоза и финансирования задумались о том, как сохранить уникальный атомный флот, который есть только у России, и кадры... Идея организации и туристских маршрутов к Северному полюсу появилась давно, но реализация ее стала возможна только в начале 90-х годов, когда частично высвободились ледоколы. За 20 лет мы вложили в реализацию этого проекта 500 тысяч долларов", - добавил Савельев.
Заместитель гендиректора ФГУП "Росатомфлот" Мустафа Кашка отметил, что круизные суда заняты с октября по май, а летом их загрузка невысока. Это позволяет "Росатомфлоту" выделять суда для круизов и получать дополнительные средства на их содержание.
"В начале 90-х на ледоколах к Северному полюсу плавало не более 60-70 человек за сезон, в 2011 году ледоколы перевезли 530 человек. На первый взгляд, это немного, но в Арктике очень короткий сезон - всего 50 дней", - рассказал Савельев.
По его словам, в 90-х годах основной поток туристов приезжал из США и Англии. В первой половине 2000-х годов возник интерес к полярным круизам у туристов из стран западной Европы (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Голландия), а также Японии. Во второй половине 2000-х в круизы поехали из Чехии, Венгрии, Польши, Бразилии и Чили. Последние три года - с 2009 года - резко вырос спрос на подобные круизы в Китае и России.
"Впервые китайская группа из восьми человек побывала на нашем круизе в 2009 году. В 2011 году китайцев было уже 130. Что касается россиян, их число выросло за тот же период с девяти до 58 человек", - рассказал он.
По словам Савельева, стоимость 12-дневного путешествия на Северный полюс составляет более 20 тысяч долларов.
"Такая цена связана с высокой себестоимостью организации путешествия и коротким сезоном. Удается организовать максимум четыре рейса, а работает компания для организации путешествия целый год. Плюс высокая стоимость судна, используются вертолеты. Организация питания, специальная одежда - все это недешево", - рассказал он.
Заместитель руководителя Ростуризма Григорий Саришвили отметил, что круизы к Северному полюсу - уникальный продукт, который стоит развивать и продвигать.
"Ростуризм приложит все усилия, чтобы помогать развитию этого вида туризма. Сейчас растет поток туристов в Россию из Европы и Китая. Продвижение бренда полярных круизов необходимо на этих рынках", - считает он.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отметила, что многие туроператоры пытаются позиционировать тот или иной свой продукт как эксклюзивный.
"Но круизы на Северный полюс - единственный в России реально эксклюзивный продукт. В отличие от обычных круизов, они не развлекательные, а познавательные. На судне нет шоу и танцев, все время занимают лекции ученых, рассказывающих об Арктике, морских птицах, айсбергах. Потрясающая атмосфера единомышленников создается на ледоколе", - отметила она.
По словам Кашки, круизы выполняют два российских ледокола - "Ямал" и "50 лет Победы". Всего за 20 лет выполнено 68 круизов к Северному полюсу, в которых участвовали около 6 тысяч человек. Один ледокол может принять на борт около 130 туристов. В каждый круиз приглашаются ученые - гляциологи, геологи, историки - из разных стран, которые проводят лекции во время маршрута. На случай непредвиденных ситуаций туристам оформляют специальную страховку на 100 тысяч евро. На самом судне есть госпиталь с операционной и рентгеновской установкой.
Первый круиз сезона-2012 на ледоколе "50 лет Победы" стартует из Мурманска 26 июня.