Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
На очередном саммите ЕС, который пройдет 28-29 июня в Брюсселе, ведущие политики Старого света снова будут обсуждать пути вывода Европейского союза из долгового и финансового кризиса. На завершившемся 23 июня Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) ведущие экономисты сформулировали основные риски для еврозоны и способы их преодоления. Спектр мнений – от острожного оптимизма со многими "если" до откровенного пессимизма.
Финансовый, долговой, банковский кризис, перспективы его развития и способы решения проблем были одной из главных тем, обсуждаемых на питерском форуме. Площадки ПМЭФ, где проходили такие дискуссии, пользовались ажиотажным интересом. Крупнейшие инвесторы, видимо, надеялись услышать действенный рецепт. Рецепты, действительно, были "выписаны". Они известны, но проблемы возникают с их реализацией.
Еврозона – это пациент в реанимации
"Европа сейчас напоминает пациента в реанимации больницы, – характеризует текущую ситуацию в ЕС главный экономист Development Bank of Southern Africa Томас Скотт. – Если с кризисом удастся справиться, то тогда выздоровление возможно". Причем нежелание европейских властей брать на себя все риски выхода из долгового и финансового кризиса лишь усугубляет ситуацию, подчеркивает он.
"Демографические показатели, конкурентоспособность экономики и величина бюджетных расходов в ЕС не совместимы, – ставит диагноз европейской экономике ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау. – Это сочетание факторов требует проведения болезненных реформ, к которым Европа не готова".
"За последний год мер по предотвращению кризиса предпринято не было", – констатирует экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. До сих пор не решена греческая проблема. Страна фактически находится в состоянии дефолта. Германия – самая сильная экономика еврозоны – не соглашается на смягчение договоренностей по бюджетной политике, предусматривающей резкое сокращение расходов в проблемных странах.
Кроме того, ухудшается экономическая ситуация в Испании и Италии. "По сути, кризис в этих странах предотвратить невозможно – время для этого упущено", – сказал Кудрин.
Ухудшению ситуации способствует и то, что сейчас уже стратегия банков и компаний во всем мире связана с выбором стратегии в кризис. Такая политика сама по себе раскручивает кризисный маховик.
Пессимисты говорят об упущенных возможностях
В ЕС нет правильной оценки ситуации, убежден Алексей Кудрин, а потому власти принимают лишь половинчатые решения. "Выходом из кризиса для еврозоны могло бы быть списание долгов для Греции, Испании и Италии, – говорит Кудрин. – Это был бы продуманный маневр, хотя время для принятия решений практически упущено". Кроме того, необходимо стимулировать жителей развитых стран увеличивать сбережения и меньше тратить.
Создание сильного бюджетного союза и единая налогово-финансовая политика для стран еврозоны сейчас уже ситуацию не спасет, говорит экс-министр финансов РФ. "Это долго по времени и не просто", – отметил он, поскольку, например, Германии придется передать часть суверенных полномочий в Брюссель, на что власти этой благополучной страны могут не согласиться.
Алексей Кудрин признался, что в отношении дальнейшей судьбы еврозоны он пессимист. "ЕС ждет дефолт и рекапитализация банков, но проблема в том, что у правительств европейских стран нет на это денег, – говорит он. – Может понадобиться до 800 млрд евро".
Пессимизм экс-министра разделяет также и главный экономист Koç Financial Services и Yapi Kredi Джевдет Акчай. "В ближайшие три-четыре года США удастся выработать необходимые решения и преодолеть кризис, но в отношении Европы я большой пессимист", – сказал он.
Разрешению проблем еврозоны препятствуют сразу несколько факторов: это и сильные профсоюзы, и валютный союз при отсутствии бюджетного союза, неблагоприятная демографическая ситуация. При этом меры жесткой бюджетной экономии реализовать не удается, а финансовый кризис ведет к полномасштабному банковскому кризису, аргументирует Джевдет Акчай.
Победа на выборах в Греции сторонников сохранения этой самой проблемной страны ЕС в зоне евро может снизить градус проблемы лишь в краткосрочный период. "Долговые проблемы страны остались, хотя рынки реагируют на политические новости из Греции излишне позитивно", – говорит Акчай.
Новое греческое правительство уже заявило, что будет добиваться пересмотра бюджетных соглашений с ЕС и МВФ. Видимо, греки попытаются получить "добро" на менее существенное снижение расходов.
"Далеко не все участники еврозоны имеют четкую нацеленность на осуществление мер по выходу из кризиса", – пессимистично настроен главный экономист Moody’s Investor Services Лусио Виньяс де Соуза. И это еще одна проблема.
"К тому же только три страны ЕС – Болгария, Дания и Швеция – соблюдают заданные показатели по уровню госдолга и бюджетного дефицита", – добавляет министр финансов Республики Болгария Симеон Дьянков.
Оптимисты настроены философски
Председатель совета директоров ОАО "МДМ Банк" Олег Вьюгин относит себя к числу оптимистов, но отмечает, что "перед ЕС стоят настолько тяжелые институциональные проблемы, что трудно сказать, как европейцы их решат". Но способ все же есть. "Европа может решить свои проблемы, только прибегнув к денежной экспансии", – говорит Вьюгин.
Руководитель управления макроэкономического анализа "ВТБ Капитал" Алексей Моисеев также полагает, что ключ к решению проблем еврозоны лежит в "массированной денежной экспансии европейских властей".
Источник оптимизма части ведущих экономистов раскрыл Владимир Мау. Исторический опыт оказывает, что все кризисы когда–то заканчиваются, сказал он.
"То есть из кризиса все страны когда-то выходят более сильными. Правда, выходят не все", – под смех в зале сказал Мау. Европе же в первую очередь "необходимо денежный союз дополнить фискальным", подчеркнул он.
Лауреат Нобелевской премии, американский политик Генри Киссинджер также оказался оптимистом, сказав о будущем ЕС, что "нет оснований полагать, что страны с таким богатством и большим образовательным потенциалом не справятся с этой проблемой".
Правда, сложность не только в том, чтобы найти устраивающее все стороны решение, но и в том, что делать это нужно быстро, говорит Симеон Дьянков. "В Восточной Европе политические решения принимаются намного быстрее, чем в Западной и Южной Европе, – говорит он. – Видимо, дело в том, что жители Восточной Европы, не так давно пережившие кризис, связанный с переходом от плановой к рыночной экономике, теоретически лучше готовы к возможным лишениям, чем западноевропейцы".
Повышение скорости принятия решений нужно дополнить повышением производительности труда, добавляет постоянный секретарь министерства финансов по специальным вопросам в кабинете премьер-министра Сингапура Питер Онг.
На БРИКС нет надежды
Что ждет развивающиеся рынки, к которым наряду с Китаем, Бразилией, Индией и Южной Африкой относится и Россия?
"Риск в том, что в ближайшие годы развивающиеся рынки будут сильно зависеть от развитых, которые находятся в кризисе", – говорит Олег Вьюгин. Он не разделяет надежд на то, что развивающиеся рынки могут помочь развитым за счет своего растущего спроса.
Эта модель не сработает, потому что тогда жители этих стран должны стать более богатыми, строит логическую цепочку эксперт. Но в таком случае труд их граждан должен стать дороже. Рост стоимости труда снизит конкурентоспособность развивающихся стран на фоне развитых стран.
"Долговременного экономического роста сейчас можно добиться только за счет новых технологий и повышения качества управления", – сказал Вьюгин.
Кроме того, развивающиеся рынки уже сейчас втянуты в кризис. "Россия, к примеру, при ухудшении ситуации в мировой экономике не может рассчитывать на приток капитала", – говорит Алексей Кудрин.
Ситуацию в нашей стране усугубляют не решенные структурные проблемы, например, серьезная зависимость экономики от цен на нефть, поскольку половина доходов бюджета – нефтегазовые. РФ сейчас нужно накопить большой резерв, а может быть даже занять деньги, "пока нам дают", говорит Кудрин. "Сейчас у нас еще есть зазор прочности перед грядущим ухудшением ситуации в мировой экономике", – отметил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции