Мелованная бумага или холст, баночка с густой апшеронской нефтью и немного фантазии художника - и оригинальная картина готова. Азербайджанский художник Сабир Чопуроглу освоил уникальную технику рисования горючей жидкостью еще 15 лет назад. Свои картины он создает без помощи кисти, прямо пальцами, окуная их в специально выпаренную нефть с добавлением художественного лака и пигмента. Как говорит сам нефтяной живописец, пальцами он лучше чувствует картины.
Необычная идея пришла ему в голову внезапно. Переехав в Баку из Борчалы (область на юге Грузии, где компактно проживают азербайджанцы), он решил попробовать уникальную технику, доселе неизвестную азербайджанским художникам.
А началось все с эксперимента. На промыслах близ Баилово (поселок Баку) в результате добычи образовывались нефтяные озера, "воды" которых тогда еще безвестный художник и решил использовать в качестве красок - нефтяной концентрат, полученный в результате испарения под жарким солнцем, вполне подходил по консистенции. Картина, нарисованная полученной смесью и подсохшая на солнце, приобрела хороший золотистый оттенок. Так все и началось.
Художник поясняет: нефть в чистом виде непригодна для рисования, поскольку плохо сохнет, поэтому Чопуроглу ее прежде выпаривает. "В результате испаряются ненужные вещества, и остается необходимый концентрат, похожий на сироп вишневого варенья. В него я добавляю художественный лак и, при необходимости, пигмент и начинаю работать", - не вдается в детали мастер.
По его словам, эта техника была заложена им еще в детстве. "Когда я жил в Борчалы, то помню, что кто-то привез из Нафталана в бутылке нефть для лечения. Я налил ее на руку, размазал по стене, получилась интересная абстрактная роспись. Тогда мне досталось от бабушки, мол, что переводишь продукт и портишь стену", - рассказывает Чопуроглу, считая это знаком судьбы.
Экспериментировал он и с цветной мелованной - более подходящей по фактуре - бумагой. Свои первые картины художник написал на оборотной стороне плотного 12-листового календаря, который он взял у друга.
"К сожалению, девять картин мне пришлось продать. Первыми покупателями были иностранцы, работающие в нефтяной компании. Три первые свои работы я храню, так как именно с них все и началось. Они послужили образцом для последующих творений. Этот стиль и почерк я сохранил и поныне. Так у меня появился стимул работать в этом направлении дальше", - отмечает живописец-новатор.
В основном он пишет пейзажи, но это не единственная тема его работ. Частные заказчики просят и портреты, которые он исполняет в своем оригинальном стиле. Самые ценные картины он не продает - хранит для персональной выставки, которую планирует провести в Европе.
Чопуроглу считает себя не единственным в мире художником, кто обратил нефть в прекрасное, но, как он сам говорит, "так серьезно и профессионально этим занимаюсь только я".
За свою творческую деятельность Чопуроглу написал около 500 работ, которые пользуются популярностью: их в основном покупают иностранные специалисты нефтяных компаний, многие полотна хранятся в частных коллекциях Европы.
Изменять своей необычной технике Сабир Чопуроглу не собирается. Более того, он надеется, что его сын, тоже, кстати, художник, как и он будет писать картины нефтью. А поскольку черного золота в Баку достаточно, можно не сомневаться - оно будет играть красками с полотен еще не одного поколения этой семьи.
Диана Исаева