Другие материалы из автопробега "Пекин - Москва" >>
Мы покинули Кемерово и продолжаем русско-китайский автопробег по шершавой спине трассы Кузбасс - Алтай. Прямая, как позвоночник какого-нибудь чудища из алтайских легенд, дорога по планам должна была стать железнодорожной. Практически законченная и готовая принять поток вагонов с углем, предоставить рабочие места и дать возможность туристам, прихлебывая чай из граненого стакана, любоваться просторами страны, дорога была разобрана и на ее основе построена автомобильная трасса. До недавних времен - платная.
По рации каждый экипаж по строке поет для китайских коллег мультипликационное "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету". Команды, не говорящие по-русски, подхватывают эфирный офтопик и затягивают что-то народное.
Меж тем мы подъезжаем к воротам Алтая - городу Бийск. С корнем алтай- существует три крупных административных единицы: Алтайский край, Республика Алтай и Алтайский район, располагающийся в крае. Несложно и заблудиться в географических хитросплетениях.
Чтобы распределить увеличивающийся поток туристов - уже сейчас через Бийск проезжает 80% гостей Алтайского края, - на въезде в город до 2016 года запланировано построить кластер "Золотые ворота" стоимостью 1,5 миллиарда рублей. Там каждый желающий сможет купить путевку, проконсультироваться по поводу туров и услуг, остановится в кемпинге. Выбор этот неслучаен - на протяжении тысяч лет именно здесь проходили торговые пути с Монголией и Китаем.
Алтай любят, каждый город по-своему. Сопровождавшая нас сотрудник полиции, увидев, что кто-то из журналистов бросил бумажку, устыдила - в своем городе ведь так не делаете. А вообще народ на Алтае любопытный и настороженный, как потревоженная пригревшаяся на мелководье рыба.
Уютный наукоград Бийск с населением чуть более 200 тысяч человек является транспортно-логистическим центром края. Есть здесь и железная дорога, и речной порт, ведется реконструкция аэропорта, в планах - международного.
В крае меда и молока производят еще и 150 наименований продукции на основе пантов (рогов марала), а также макаронные изделия, экспортируемые даже в Италию.
Дома в исторической части города построены из так называемого бросового кирпича. Раньше таким способом проверяли качество изготовленного строительного материала: с высоты 10-15 метров несколько кирпичей из партии бросали на землю, если не разбились - значит, годны.
Коренастые купеческие дома и по сей день жилые, хранят истории своих хозяев, зачастую первопроходцев, меценатов и путешественников. Подземная архитектура города - а под Бийском есть система ходов и лабиринтов - тоже интересна. К сожалению, нам попасть туда не удалось, а вот видевшие их исследователи полагают, что традиция делать подземные ходы характерна для старообрядцев, хранивших секретные маршруты в мистическое Беловодье.
Есть в городе и единственный в России музей, посвященный дороге - Чуйскому тракту. Он в этом году отмечает 90-летний юбилей, однако история хождений по нему более древняя - странствовали по этому пути и джунгары, и скифы… Вот и нам предстоит проехать по нему немало километров.
Вера Костамо