Рейтинг@Mail.ru
Первые вагоны, билеты и турникеты в Музее истории московского метро - РИА Новости, 23.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первые вагоны, билеты и турникеты в Музее истории московского метро

Читать ria.ru в
Кто из москвичей не ездил в метро?.. Однако немногие из тех, кто практически ежедневно спускается в подземку, знают, какая богатая история у московского метрополитена. Как строили метро в Москве? Как работало метро в военные годы? Каким был первый турникет и первые билет метро? На эти и другие вопросы вы найдете ответ, если посетите Народный музей истории московского метрополитена, расположенный в южном вестибюле станции метро "Спортивная".

Материал подготовлен проектом В Москве Группы сайтов РИА Новости >>

Кто из москвичей не ездил в метро?.. Однако немногие из тех, кто практически ежедневно спускается в подземку, знают, какая богатая история у московского метрополитена, который каждый год привлекает многочисленных туристов своими уникальными по архитектуре станциями. Как строили метро в Москве? Как работало метро в военные годы? Каким был первый турникет и первые билет метро? Чем современные поезда отличаются от старых? На эти и другие вопросы вы найдете ответ, если посетите Народный музей истории московского метрополитена, расположенный в южном вестибюле станции метро "Спортивная".

Как все начиналось

Народный музей московского ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитена имени В. И. Ленина – так звучит его полное название – появился в 1967 году по инициативе ветеранов метрополитена и активной поддержке Зинаиды Троицкой, которая тогда была заместителем начальника столичной подземки.

В основу первой экспозиции музея вошли документы, сохраненные работниками метрополитена - в основном, они рассказывали о людях метрополитена. Постепенно фонды и экспозиция музея пополнялись. И участие в этом принимали не только работники метрополитена, но и энтузиасты, заинтересованные в развитии музея, и обычные пассажиры. Многие документы и отдельные предметы были переданы в дар музею частными лицами.

На крошечной для музея площади - всего 250 квадратных метров – собрано более 8 тысяч экспонатов, самыми ценными из которых являются коллекции образцов минералов, использованных в облицовке станций метрополитена, и фотографии всех типов вагонов, эксплуатируемых в столичной подземке за 77 лет ее истории.

Цифры и вещи

Открывая дверь музея, будьте готовы воспринимать кажущиеся невероятными цифры. Например, вы узнаете, что с 15 мая 1935 года (день открытия метрополитена) столичная подземка перевезла более 183 миллиардов пассажиров. Число ступеней в московском метро достигает почти 185 тысяч, а общая протяженность лестничного полотна – более 71 километра.

Основной зал музея напоминает изнутри вагон метро, где витрины с экспонатами напоминают окна. В центре помещения, как и полагается в музее метрополитена имени Ленина, установлен бюст вождя пролетариата, а напротив него расположена часть настоящих рельсов. Кстати, рассказывают сотрудники музея, за сутки по рельсам метро проходит более 10 тысяч поездов.

Начинаются экскурсии в музее с рассказа о том, что "предком" метро был трамвай. Над макетом трамвая висит плакат со стихами поэта Владимира Маяковского:

Под землей товарищ крот
До ушей разинул рот.
Электричество гудет,
Под землей трамвай идет.

Во Москве-реке карась
Смотрит в дырочку сквозь грязь.
Под землей быстрей налима
Поезда проходят мимо.

Самые первые идеи о создании метро в Москве появились еще в 1875 году, но до конкретного проекта дело так и не дошло.

Первый реальный проект московского метро был разработан в 1901 году. В 1902 году инженеры Балинский и Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его. До Первой мировой войны предлагались и другие проекты, но и они не были реализованы.

В июне 1931 года первый секретарь Московского комитета ВКП (б) Каганович, в честь которого был изначально назван столичный метрополитен, выдвигает на партийном пленуме предложение срочно строить метро.

Прогуливаясь вдоль стен музея, можно проследить историю строительства метрополитена по строительным инструментам – от первых незамысловатых инструментов, которыми пользовались рабочие, до современных проходческих машин. Здесь же вырезки из газет о ходе строительства метро, награжденных стахановцах, агитационные плакаты, призывающие строить "лучший в мире метрополитен", портреты всех начальников столичной подземки.

Первые билеты и первые турникеты

Особый интерес у посетителей вызывают три стенда. На первом можно увидеть практически все проездные билеты, начиная с 1935 года и заканчивая самыми последними, которые, возможно, вы сами пробивали сегодня.

Первые картонные билеты были разноцветные: на первом участке метро (Сокольническая ветка) в сторону "Сокольников" - одного цвета, в сторону "Парка культуры" - другого цвета. Потом появились бумажные рулонные билеты, которые надрывал ручной контроль при проходе пассажира на станцию. А в конце 1950-х годов был спроектирован и запущен в эксплуатацию автоматический контрольно-пропускной пункт (АКП), и с начала 1961 года москвичи начали пользоваться турникетами, бросая в них пятаки. Образец первого турникета можно увидеть в музее метро.

Не менее интересен стенд со значками и медалями, посвященными метрополитену. Ну а осознать масштабы сегодняшней подземки вам позволит стенд со схемами метро разных лет – план из четырех первых веток метро соседствует с современной многоцветной схемой подземки.

История метро - в вагонах

Два других небольших зала музея посвящены жизни метрополитена – здесь представлены знакомые многим пассажирам вагоны и турникеты, а также скрытые от посторонних глаз различные приборы слежения и управления поездами.

В первом зале можно не только увидеть фотографии и макеты различных типов вагонов, использовавшихся в столичной подземке в разные годы, но и посидеть в настоящей кабине машиниста, установленной здесь! При этом самый первый вагон московского метро в натуральную величину размещен в электродепо "Измайлово" как музейный экспонат.

Второй зал рассказывает о техническом обслуживании метро и внутренней системе функционирования метрополитена. Начинается экспозиция со старого турникета, рядом с ним расположился электрический пост управления движением поездов, находившийся в эксплуатации с 1965 по 2009 год.

Некоторые экспонаты не только не рекомендуется, но даже запрещается трогать руками – экскурсоводы обычно демонстрируют их работу, и поэтому приборы находятся под напряжением.

Напоследок посетителям музея предлагают посмотреть мини-фильм об истории московского метрополитена, о его работе в наше время, а также совершить "путешествие" по подземкам Санкт-Петербурга и Минска.

Режим работы: понедельник - с 10.00 до 16.30; вторник-четверг - с 9.00 до 16.30; пятница - с 9.00 до 15.00. Выходные дни: суббота, воскресенье, последний понедельник каждого месяца.

Цена билета: бесплатно. Экскурсии проводятся по предварительной записи.

Ирина Денисова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала